Станислав Наумов:

Свитки для мандарина (как устроен труд спичрайтера)

14/02, 22:19

1. Письменный текст выступления государственного деятеля – это запись. Запись его высказываний, комментариев, реплик. Авторство хорошего текста всегда принадлежит выступающему. Хороший текст это то, что разбирается на цитаты. Сначала присутствующими («как правильно отметил NN»), потом журналистами. И, наконец, какое-то время спустя, возможно, что в изменившемся контексте, другими действующими/выступающими.

2. Заранее подготовленные письменные тексты по большому счету нужны только государственным деятелям. Общественным деятелям пристало блистать импровизациями на площадях и в клубах. Деятелям в области культуры лучше петь и писать (акварелью или маслом). Для деятелей бизнеса лучшим текстом я бы считал (а не читал!) таблицы котировок на мировых биржах.

3. Принцип цитирования сближает работу спичрайтера и аналитика. Аналитики обожают обнаруживать в текстах первых лиц свои слегка переработанные фрагменты из записок с грифом «только для вас, уважаемый NN». Но у внутренних спичрайтеров есть преимущество перед внешними консультантами. Они могут продемонстрировать свое мастерство заранее: спланировав, какие высказывания обречены на цитирование в СМК.

4. Многие государственные деятели предпочитают обходиться без хлестких и ярких фраз. Якобы это будет индикатором пиара. Это заблуждение и самообман. Текст может быть сколь угодно толковым и деловитым, но вы как спичрайтер обязаны включить в него два три запоминающихся образа. Этого ждут от пула, освещающего ваше выступление редакторы СМК. Им надо что-то, что, безусловно, выдержит конкуренцию на экранах агрегаторах с чепухой типа «трехлетняя девочка сама достала с дерева любимую кошку бабушки».

5. Лучше всего будущие файерболы черпать из тщательного процесса запоминания того, что на установочных совещаниях говорит будущий автор текста. И ни в коем случае нельзя сидеть и заниматься водочерпием. Под водочерпием я понимаю удивительную способность молодых людей начать писать текст, потом увлечься самим потоком слов и где-то в конце пятого предложения разразиться пафосной банальщиной. За пожилыми такой грех тоже водится, но им простительно: они казенщину десятилетиями даже на бытовом уровне вынуждены были сочинять.

6. Лучший способ проверить себя на точность: нарисовать вашу мысль. Можно получившейся картинкой описать нечто типа части системы действий по подключению стиральной машинки к водопроводной системе? Тогда оставляйте. Более простой вариант – попробовать вывернуть фразу наоборот, поставить в двух противопоставленных друг другу местах отрицание. «Нельзя не согласиться – медлить дальше опасно». Перепишите сами, оборжотесь.

7. Никаких общих фраз, особенно в начале текста. Даже если пока нет конкретики. Вычеркивайте. Где-то дальше все-таки возникнет конкретика, а эта фраза станет причиной для ощущения там, дальше неоправданного повтора… Вообще первые полторы страницы любого три раза прочитанного десятистраничного текста (шрифт 14 полуторный интервал) можно смело вычеркивать.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)