Станислав Наумов:

Инжиниринг глобальных коммуникаций (часть1).

16/09, 14:37

Впервые с 1992 года Россия построила на Всемирной выставке  собственный павильон и  развернула на его площадях сразу несколько разноплановых экспозиций (так уж получилось). Впервые за 18 лет возникла потребность в комплексном информационном сопровождении мероприятия, длящегося 180 дней.

Даже заужая формат задачи информационно-коммуникативного сопровождения до сугубо выставочного, мы, в виде предметного поля, имеем двухярусную экспозицию на площади 6 тысяч квадратных метров, с ежемесячно меняющейся экспозицией базового яруса. Минимальное время движения от входа до выхода составляет порядка 20 минут. В течение часа на территории российского павильона по факту находится  от 2 до 3 тысяч человек. Ежедневно – порядка 40 тысяч. За всё время работы выставки – 7 миллионов.

Проведенную работу можно рассматривать как уникальный опыт   создания высокотехнологического социокультурного проекта  в публичном пространстве, работающем как минимум на трех основных языках ООН (китайский, русский, английский). Причём структура данного пространства в последние годы также претерпевает радикальные изменения. В нём всё большую роль играют новые медиа, устроенные по принципу привлечения внимания к услугам  инфраструктур матричного типа. А распространение сообщений осуществляется в рамках метасюжетных конструкций (втягивающих любой информационный повод в конфликт задаваемых повесток дня).

Одобренный Председателем Оргкомитета по подготовке российской экспозиции и обеспечению участия Российской Федерации в ЭКСПО-2010 В.Б. Христенко план предполагал равномерное освещение в СМИ всех аспектов экспозиционного решения (архитектурного проекта павильона и его внутреннего оформления), деловой и научной программ. Такой         подход подразумевает необходимость воздействия как на массовую аудиторию, так и на экспертное сообщество и на деловые круги. В свою очередь, это накладывает определённые встречные ограничения на перенос привычных для шоу-бизнеса приёмов в процесс достижения целей участия страны в EXPO.

Далее мы будем использовать именно подобное –интернационализирующее — обозначение Всемирной универсальной выставки, подразумевая, что и само EXPO  в процессе его подготовки и проведения в Шанхае претерпевает существенную трансформацию, прежде всего, в отношении стандарта, существовавшего в прошлом веке. 

Благодаря пилотным мероприятиям, проведённым в 2009 году  не только в публичном, но и в административном пространстве, нами была определена ключевая проблема, оказывающая самое существенное влияние на формирование информационного поля. За достаточно долгий период, прошедший с момента последнего «громкого» участия России во Всемирной универсальной выставке, в общественном сознании и в официальных российских медиа была полностью утрачена культура восприятия Всемирных выставок, а понимания значимости предстоящего EXPO сообщений сделанных соответствующими ньюсмейкерами в первый период работы Оргкомитета, оказалось недосточно.

Ситуацию, сложившуюся на момент первого заметного всплеска внимания общественности к EXPO в Шанхае, достаточно наглядно иллюстрирует обзор отечественных СМИ за все последние 10 лет. Более-менее значимая плотность сообщений наблюдалась только в течение трёх месяцев 2005 года в период проведения EXPO в Нагое. В российских центральных СМИ появилось менее 100 сообщений (в основном на лентах информагентств). При этом, большая часть содержательных упоминаний российской экспозиции была сосредоточена в профильных СМИ («Аэронавтика и космос», «Торговая газета», «Экономика и жизнь», «Торгово-промышленные ведомости»), не имеющих массового распространения. Следует также отметить, что такие общенациональные издания, как «Коммерсант» и «Итоги», неоднократно крайне негативно оценивали российское участиев в выставке в 2005 году.

Для постепенного повышения уровня информированности СМИ об EXPO и вовлечения в процесс представителей региональных, научных и культурных элит в период с февраля 2009 года стали регулярно распространяться сообщения о том значении, которое Правительство придает участию России в шанхайских мероприятиях, приняв дополнительное капиталоёмкое решение о строительстве собственного павильона. При этом, из-за отсутствия у оператора прав на использование в экспозиции образа героев произведений Н.Носова, содержание сообщений варьировалось вокруг стоимости строительства, сроков сдачи объекта в эксплуатацию. По согласованию с членами Оргкомитета, анонс содержательной части увязывался с   направлениями работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию при Президенте РФ.

Ключевые идеи верхнего яруса экспозиции обсуждались на заседаниях разного рода рабочих групп, проводившихся на территории ВВЦ. На этой же базе осуществлялся и отбор проектов, демонстрирующих научно-технологический потенциал России, а также велась разработка так называемого регионального блока (заместившего собой урбанистику в пользу фрагментарного страноведения).  Предложения докладывались представителями оператора на двух заседаниях Оргкомитета. Отдельно велась работа по экспозиции Росатома «Ядерные технологии – развитию городов» в Башне Инноваций (освещение которой всегда носило исключительно позитивный характер).

На этапе, предшествовавшем открытию павильона, ключевым спикером был В.Б. Христенко.

В марте 2010 года В.Б. Христенко совершил рабочий визит в Шанхай с целью проверки хода строительства российского павильона, по итогам которого вышли сюжеты на телеканале «Вести-24» и «Russia Today». Открытие павильона Председателем Оргкомитета 1 мая получило широкое освещение на «Первом канале», телеканалах «Россия» и «Вести 24», «НТВ» и «Russia Today». Вышло 32 сюжета.

В итоге, открытие ЭКСПО-2010 вызвало всплеск внимания в российских СМИ, причем практически во всех информационных сообщениях, посвященных открытию, звучали ключевые сообщения, связанные с тематикой глобального технологического диалога.

Не менее важным результатом нашей работы стал тот факт, что вопреки сложившимся традициям СМИ и общественности забывать о выставочных мероприятиях сразу же после их официального открытия, нам удалось обеспечить практически ежедневное упоминание об EXPO либо в центральных, либо региональных СМИ.

В настоящий момент российские центральные СМИ опубликовали более 500 материалов[1] о российском участии в ЭКСПО-2010, негативный окрас имеет 16% (комментарии к перепечаткам). В целом в федеральных и региональных СМИ, включая печатные и Интернет издания, вышло более 3000 сообщений.

Объективно важным результатом является и то обстоятельство, что как эксперты, так и широкие слои населения разносторонним образом информированы об ЭКСПО и содержании российской экспозиции. Альтернативой неизбежному в нынешних условиях  плюрализму на уровне экспертов (в том числе с болезненной критикой, прозвучавшей в трёх статьях по мотивам произведений Н.Носова до открытия павильона и в трех статьях после)  дежурные  и очевидно заказные, самоповторяющиеся интервью, а также тот стиль и объем, который можно даже сегодня увидеть на некоторых формальным образом работающих сайтах организаций, причастных к самым разным аспектам российской экспозиции».
продолж


[1] Среди них публикации в «Российской газете», газетах «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Ведомости», «Коммерсант», журналах «Эксперт», «Русский репортер», «Власть», «Итоги», «Русский Newsweek», «Огонек» и т.д).

* Пик информационной активности 14-20 июня на тему презентации Томской и Новосибирской областей вызван большим количеством сообщений федеральных информационных агентств (РИА «Новости», РБК, ИТАР-ТАСС, Regions.ru)[1]

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)