Станислав Наумов:

Результаты стажировки тольяттинца Дмитрия Новоселова в Комсомольске – на – Амуре

7/10, 10:26

Мы познакомились с Дмитрием во время одного из моих прошлых визитов на «АВТОВАЗ» в составе правительственной делегации во главе с Игорем Шуваловым. В то время мы как раз решали задачу организации стажировок на ведущих предприятиях высокотехнологичного промышленного сектора страны. Дмитрий, как один из самых амбициозных молодых специалистов, тоже получил приглашение в  Комсомольск – на – Амуре. Вернувшись со стажировки, он поспешил поделиться с нами своими впечатлениями и разрешил опубликовать выдержки из своей рефлексии:

Что такое ПСС?

За один день до отлета в Комсомольск – на – Амуре, все без исключения от начальника цеха и директора по персоналу, задавали мне один и тот же вопрос: « Что может быть общего между КнААПО и АВТОВАЗ?». Спустя 3 недели после стажировки могу с уверенностью ответить:«Общее — это желание комсомольчан и автозаводцев быть передовыми предприятиями не только в России, но и в мире». Одно удивляет, что КнААПО нашло как этого добиться и с помощью какого инструментария. А мы, я имею ввиду АвтоВАЗ (как его работник который изнутри видит сущность дел) пока «блуждаем» и думаем , что альянс «рено- ниссан» принесут нам готовую производственную систему и она тут же заработает. Компания КнААПО не копирует бездумно производственные системы у других, а идет собственным путем развития создавая свою максимально адаптированную систему. У них она (система) имеет собственное имя ПСС(производственная система «Сухой»).- это средство процветания в условиях дефецита ресурсов и жесткой конкуренции.

На конкретных примерах : у них только с помощью системы «5S» были получены ошеломительные результаты . Производительность труда выросла от 30 до 400% меньше чем за пол года. Отсюда и реальное увеличение зарплаты на 60%!!!!.

Бережливое производство – это свежий взгляд на организацию производства и на организацию труда в холдинге «Сухой» и в компании КнААПО. Бережливое производство – это стремление к организационному совершенству через бесконечный процесс борьбы с производственными потерями. «Бережливое производство» несколько непривычный на первый взгляд, но уже вполне прижившийся перевод англоязычного термина “Lean manufacturing”. Построение производства по «бережливым» принципам уже стало нормой в производстве гражданских самолетов SSJ-100.

С другой стороны бытует мнение, что «японцу хорошо, то русскому смерть», поддерживаемое длительными рассуждениями о национальном менталитете. Я реально убедился за 18 дней стажировки на заводе «Сухой», что все эти рассуждения , не имеет под собой никаких оснований. Нужна ли российскому автопрому идеология «бережливого производства»? Мой ответ — да. Как воздух! Не отвлекает ли она и без того пока недостаточные ресурсы на малоэффективные меры? Правильно ли начинать с внедрения этих методов сегодня? Никому никогда не могут повредить ежедневная чистка зубов или утренняя гимнастика. Более того, польза очевидна и не требует дополнительной дискуссии. Так почему же все еще есть сомнения, что бережливое производство это просто новое веенения запада. Этакая игрушка для зажиточных зарубежных автомобильных компаний. Другой наглядный пример из чего теперь складывается зарплата на «Сухом» . У них каждый работник может заработать, если его идея ,как улучшить производство ,имеет под собой значительный экономический эффект.(рассчитаный экономистами и всеми сопутствующими отделами) Так даже некоторые реально могут стать миллионерами за пару лет. Суть: если экономический эффект в год от идеи более 1 млн. руб. премия единовременная 12тыс. От 3 до 10млн. 20тыс. Самое интересное от 10 млн. это уже 10% от годового экономического эффекта( выплачитывается равными частями по месяцам- один год) А задача внедрять все это: уже головная боль департамента развития производственной системы , начальниковцехов, технологов, мастеров. А человек должен быть вознагражден за его умственный труд- это я про идею. Кажется что эффект в 10млн. это много. Но практика завода «Сухой» показывает ,что реальные идеи , как с помощью бережливого производства сэкономить до 1млн$ в год это реальность. Такие идеи появляются довольно часто. В этом случае всего лишь устранятся одна из потерь в компании — это не реализованы творческий потенциал сотрудников. Да забыл сказать, что человек который смог увидеть потерю и предложил способ ее устранить с 1млн.$ получит премию в 3 млн.руб. Значительная прибавка в течение года к невысокой зарплате!!!!!!!

Особого внимания заслуживает наш преподаватель Байбурин С.Ф. Этот человек за 2 недели смог зажечь в нас искру «бережливого производства» и на реальных примерах доказал, что можно лишь оптимизируя сам процесс поднять производительность труда до 400%. Нам после теоретического курса дали 3 цеха, где не ступала «нога бережливого человека». И на практике предложили доказать, что все сказанное реально может работать. Сразу скажу, что проект нашей группы в этом году будет представлен к номинации «быстрый эффект» в холдинге ОКБ «Сухой». Наша группа смогла добиться за 2 недели увеличение производительности цеха №25 на 50%.

Еще очень удивило в КнААПО это желание и стремление развивать свою компанию от генерального директора и начальника цеха до обычного мастера и рабочих. Они этого добились по методике «6 сигм». Нам предоставили любые ресурсы(от погрузчиков и любой документации, до технологов и мастеров) на время практики. Что шокировало. Мы не ожидали, что все так будет организованно на высоком уровне. Но в итоге это все окупилось сторицей. Ввиде наших готовых пока на бумаге проектов к внедрению в цехах КнААПО. Они смогли выжить в экономический кризиc, только потому, что бережливое производство начали внедрять с 2005 года. Яркий пример: цех который делает проводку на самолеты «Сухого», смог  до нельзя простой идеи, которую ( наш преподаватель подсмотрел на заводе «Лабиналь» Франция), поднять производительность цеха в 2 раза. Цех без ущерба своему производству взял заказы сторонних компаний таких как AIRBAS end BOING делать для них проводку. Тем самым они добились 2-х вещей: Цех стал очень рентабельным и главное подняли уровень своей продукции на мировой уровень, так как взяли лучшие технологии зарубежных компаний, и все это не не миллиардными затратами на развитие, а всего сумма проекта составила 100тыс.рублей.( экономический эффект более 1 млн$ в год) вот это и есть бережливое производство в действии или ПСС!!! Я тоже не стал изобретать велосипед: и у себя на АВТОВАЗЕ подал заявку на участие в конкурсе молодых специалистов с этой идеей. Загорелся я желанием это внедрить на АВТОВАЗЕ, не знаю получится или нет это у меня.. На Сухом получилось. Можно будет взять заказ сторонних фирм таких как тойота, форд и делать проводку для них ,на наших мощностях, не в ущерб своему производству. И тем самым можно будет отработать пилотный проект, а потом его внедрить в особой экономической зоне. В большем масштабе.

Если все подробно описывать то будет целый диплом. Кстати, я сейчас учусь на 5 курсе университета и стажировка напрямую повлияла на тему моего диплома. Я выбрал тему «повышение эффективности производства на АвтоВАЗе» Так что с материалом для диплома проблем не будет и еще раз на практике я более подробно все изучу и предложу уже в виде научного труда свое видение этой проблемы. А использовать его или нет это уже компетенция менеджеров высшего звена.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)