Станислав Наумов:

4. Дискурс и порядок

Представление о дискурсе сегодня широко используется в современной философии коммуникации. Несмотря на различие содержания этого понятия у разных авторов, можно выделить то общее, что характеризует дискурс: с введением понятия дискурса предметом анализа и организации коммуникаций становятся не речь, высказывания или тексты, но вместе с ними закреплённые порядки представления и понимания этих текстов и высказываний.

В представлении о дискурсе, как порядке высказывания, выявляется усиление организованного аспекта коммуникации, выявляется неизбежность непонимания при столкновении носителей разных дискурсом при общности у них, например, языка или уровня образования и т.п. Понятие дискурса технологически привело в реальной практике управления в сфере массовых коммуникаций к возможности оперировать с каналами коммуникации и аудиториями, поскольку дало понимание того, что каждая отдельная аудитория и канал, это прежде всего — отдельный дискурс. Понятие дискурса смещает также акценты в анализе коммуникации с содержания на форму, когда оказывается, что правильно выстроенная форма (порядок) становится гораздо более важной для эффективных коммуникационный действий и взаимодействий, чем передаваемое при этом содержание.

Во введённом Фуко представлении о «дискурсе» также отмечен этот момент важности в коммуникациях, особенно публичных, канала, средства коммуникации. Он показывает это, когда говорит о социальных механизмах контроля над дискурсом. «Нам хорошо известно, что говорить можно не всё, говорить можно не обо всём и не при любых обстоятельствах, и, наконец, что не всякому можно говорить о чём угодно. Табу на объект, ритуал обстоятельств, привилегированное или исключительное право говорящего субъекта — здесь мы имеем дело с действием трёх типов запретов, которые пересекаются, усиливают друг друга или компенсируют, образуя сложную решётку, которая непрерывно изменяется» [91,C.52].

Дискурс привязан и к фигуре, которая оперирует этим дискурсом (нечто произносит, высказывает с использованием этого порядка). Современное устройство публичных коммуникаций наглядно демонстрирует, подтверждает то, о чём говорил Фуко. В публичном пространстве есть закреплённые, установленные, легитимные позиции, которым присвоена функция генерирования представлений, от которых готовы эти представления принимать. Их набор ограничен: журналисты, и эксперты. В нашей работе в этот ряд входят также и те, кого мы рассматриваем как «ньюсмейкеров» (создатели информационных поводов, творцы информационной повестки дня), «опинионмейкеров» (лидеров общественного мнения), «десижнмейкеров» (лиц, принимающих решения). Это — следствие как раз символической генерализации и редукции, о которой говорил Луман применительно к публичным коммуникациям. Установление и ограничение набора позиций — это следование этому же принципу редукции и следующего за ней упрощения понимания в коммуникации и обеспечение упорядочения коммуникаций.

Таким образом, сам дискурс, являясь внешним по отношению к языку порядком, так же контролируется внешним по отношению к нему, дискурсу, как порядку речи порядком — ритуальным порядком, в котором определены действия и позиции. «Ритуал определяет квалификацию, которой должны обладать говорящие индивиды (которые в игре диалога, вопрошания или повествования должны занимать вполне определённую позицию и формулировать высказывания вполне определённого типа); ритуал определяет жесты, поведение, обстоятельства и всю совокупность знаков, которые должны сопровождать дискурс; он, наконец, фиксирует предполагаемую или вменяемую действенность слов — их действие на тех, к кому они обращены, и границы их принудительной силы» [91,C.71].

Чтобы ввести представление в публичное пространство, быть в нём услышанным или понятым, недостаточно иметь содержание высказывания, недостаточно владеть принятым дискурсом, нужно ещё «завладеть» статусом одной из этих позиций. Это может быть сделано по-разному: либо самим в них вставать, либо вставлять в них людей вашей организации, либо пользоваться другими людьми, которые имеют этот статус в публичном пространстве. В любом случае, благодаря закреплённости «говорящих» позиций в работе в публичном пространстве появляются отдельные технологии работы с этими позициями.

Так выявляется усиление организованного аспекта коммуникации, выявляется неизбежность непонимания при столкновении носителей разных дискурсов при общности у них, например, языка или уровня образования и т.п. Понятие дискурса технологически привело в реальной практике управления в сфере массовых коммуникаций к возможности оперировать с каналами коммуникации и аудиториями, поскольку дало понимание того, что каждая отдельная аудитория и канал, это, прежде всего — отдельный дискурс. Понятие дискурса смещает также акценты в анализе коммуникации с содержания на форму, когда оказывается, что правильно выстроенная форма (порядок) становится более важной для эффективных коммуникационный действий и взаимодействий, чем передаваемое при этом содержание.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)