Станислав Наумов:
Какая разница какая розница?
15/03, 23:55
Вначале коротко скажу о том, что хотел бы услышать в ходе выступлений уважаемых участников круглого стола, который пройдет 16 марта в Совете Федерации. Как вы оцениваете значимость разрабатываемых норм для расширения сферы экономического присутствия малого и среднего бизнеса в ваших городах, деревнях? Снимает ли механизм, предлагаемый в законопроекте избыточные административные барьеры? И, встречно, что в нем надо прописать, для того чтобы в каждом субъекте РФ появилась своя программа развития торговли? Какие формы торговли вы бы считали для вашего региона приоритетными на ближайшие год-два? А на 6 или даже 12 летнюю перспективу? Вопросов может быть еще много, но хочу подчеркнуть, что ответы на них надо искать и находить в рамках обсуждения Стратегии развития оптовой и розничной торговли до 2020 года в преломлении не только к тексту того или иного законопроекта, но и к другим инструментам и, соответственно, деловым и административным практикам.
Убежден, что в кругу «производитель продукта питания — продавец продуктов питания» обсуждение такой темы как «торговая наценка в сетевой торговле» является бесперспективным. Это был неплохой рекламный ход со стороны части нашего бизнеса: накинуть на костюм фартук фермера и с помощью голого «джиара» (то есть апелляции к власти от имени широких слоев трудящихся) попробовать с помощью пары норм в отраслевом законе перераспределить в свою пользу часть доходов, связанных с успехами или неудачами людей из смежной сферы предпринимательской активности.
Нельзя рассматривать процессы производства продуктов питания и процесс их продажи как абсолютно идентичные с экономической точки зрения. Для любого продуктового магазина сумма торговых наценок на закупленные у производителя продовольственные товары является единственным приличным источником для покрытия собственных расходов. Это расходы на аренду, на коммунальные услуги в самом широком смысле, на обслуживание кредитов, которые выдаются не под закупку скоропортящегося товара, а в принципе под восстановление оборотных средств. Налоги в бюджеты всех уровней торговля платит немаленькие. Руководствуясь кодексами законов о труде, руководители торговых организаций всем сотрудникам зарплату два раза в месяц выплачивают. А приезжают люди на работу зачастую из тех пригородных районов, где, к сожалению, имеется дефицит рабочих мест. И среди них подавляющее большинство — женщины, у которых на руках дети. При этом в современной торговле есть место не только кассиршам и грузчикам — хотя без них куда? — но и специалистам в области логистики, маркетинга, рекламы и других творческих профессий. А это уже поле для применения знаний, полученных в городских ВУЗах нашей молодежью.
Ну и наконец, еще раз про экономику — вопрос определения наценки на любой товар это вопрос риска администратора того или иного торгового предприятий. Совокупность реализации этих рисков — это награда или наказание за успех твой собственный или же за успех кого-то из твоих конкурентов по соответствующему сегменту. Это премия или штраф за предпринимательский талант или же за торгашеские просчеты. Но любые счеты уместно сводить только в рамках самой отрасли. Попытка же сделать из доходов одной пятой части предприятий розничной торговли страховой фонд для покрытия убытков сообщества бизнесменов, не владеющих хотя бы одной акцией данных предприятий (иначе, зачем им ограничивать размер своей будущей прибыли?) законодательно должна быть запрещена.