Станислав Наумов:

Публичное пространство

28/11, 13:17

Многие задачи, которые раньше не решались публичным образом, теперь можно и нужно решать публично. Отдельные задачи, которые прежде принципиально решались непубличным образом, сегодня можно эффективно решить только при наличии публичной компоненты.

1. В условиях высочайшего уровня развития системы коммуникаций, управленцу следует уметь работать со своей целевой аудиторией напрямую. Это не исключает того, что опосредующие распространение структуры донесут сообщение до адресата без искажений. Но дело даже не в том, что на журналистику факта уже давно нельзя полагаться, из-за чего сама журналистика не стала менее востребованной обществом деятельностью. Дело в том, что кто-то из тех, кто получит сообщение через «опосредующие структуры», может включиться в игру и повлиять на позицию значимых для вас участников ситуации. Он может это сделать напрямую, как через доступные вам экраны, так и через другие экраны.

2. Работа с целевой аудиторией (управляемой системой) должна быть построена по принципу перманентного (или регулярного) привлечения ее внимания к системе коммуникативных площадок, организованных субъектом управления (сайт, круглый стол). Цель привлечения — вовлечение. Слушатель должен стать спикером, зритель — демонстратором. Потребитель – производителем. Автор – соавтором. Коммуникация это процесс создания ситуации со-участия. Это технология управления рисками реализации ваших решений. Рисками самыми разными: от недоумения до сопротивления.

3. Миссия специалиста по коммуникациям состоит не в продвижении контента по каналам, а в умелом (вежливом) привлечении внимания общественности к своей системе экранов. Эта система — инфраструктура осмысленного взаимодействия (диалога), а не одноразового воздействия. Такой подход не позволяет рассматривать относиться к адресату как к приемнику посланного сигнала. Такая технология даже к случайным получателям сообщений требует отнестись как к своим новым партнерам. А в отношении «своих» она всегда готова проявлять не меньшую чуткость, чем к званым и почетным. Иначе заинтересованное внимание (въемлющее ваше сообщение) переключится на другие экраны.

Понимая, что медиа это далеко не все, все потоки идут или пытаются пройти, через медиа (средства публичных коммуникаций). Почему? Не только потому, что это мощнейший социальный институт (социализирующая функция СМИ фактически воссоздает современное общество, являясь одним из его каркасов).

Среди всех инфраструктур публичного пространства медиа это самый точный механизм, наиболее четко отстроенный. Он работает как часы, выход номера не так просто сдвинуть, как деловую встречу или семинар. Основания надежности кроятся в своего рода «полигамности»: у любого медиа в составе аудитории есть своя группа «неделовых» читателей. На такую группу медиа работают.

Действительно, даже если нет новостей, телевизор работает и показывает по сетке сериалы, реалити-шоу, рекламу, ток-шоу, прогноз погоды. все-таки новости, Стало быть, у всякого, кто двигает релизы, есть уверенность, что если его действие будет признано информационным поводом, то оно до аудитории дойдет.

При этом, если вы правильно организовываете сообщение (вывешиваете на сайт, разгоняете по информагентствам, содержательно отстраиваете все внутренние «крючки»), то бонусом является масштаб охвата коммуникациями. Это миллионы и миллиарды людей… А вдруг их ресурс внимания пригодится как ресурс какого-то не очевидного, но мощного по силе со-чувствования и в этом эмоциональном плане со- участия?

4. Общественность — это совокупность профессиональных участников того процесса, который мы с вами со своей отраслевой позиции рассматриваем как публичные коммуникации. К большому для вас сожалению, она не совпадает с группой самых уважаемых и опытных представителей той или иной профессии (рода занятий, типов деятельности). Это не только та группа, чье одобрение как поддержку «старших товарищей» вы бы хотели получить – и тем самым войти в их круг (повзрослеть). К немалому для нас огорчению, это и не группа самых похожих на вас представителей группы, соответствующей вашему представлению о профессиональном корпусе.

Общественность это те, обладающие навыками публичной коммуникации индивиды, которым почему-то в рамках текущего медиа-такта надо не соглашаясь во всем друг с другом отреагировать на ваше сообщение. Это те, кто не просто на него реагирует («мимо шел»), но и подчеркивает факт своего реагирования, ожидая признания за собой статус полезного собеседника.

Это эксперты социальных последствия ваших действий.

Такие «отношения с общественностью» это не абстракция. Это сложная процедура, основанная на принципах системной мыследеятельности. «Общественность» всегда конфигурируется вами в процессе проектирования. В последствии она восстанавливается в рамках анализа ситуации.

В момент непосредственного воздействия [на целевую аудиторию] общественностью для осуществляющего коммуникацию является все, что таковым себя согласится признать. Это согласие подразумевает право использовать высказанную позицию как одобрение своей деятельности и готовность продолжать отстаивать свою правоту в случае критики со стороны общественности.

В свою очередь, самоназванная общественность это люди, что проявляют себя в результате презентации активности традиционных и новых общественных организаций, в том числе и организаций одного лидера.

Значимый для публичного пространства вариант понимания общественности — это то, что проецируется на экраны в качестве «общественности» усилиями сотрудников СМИ. Интересным вопросом является и то, как складываются у сотрудников средств публичных коммуникаций представления о сумме критериев отбора представителей общественности. Здесь может обнаружиться, что все гораздо проще, чем со стороны выглядит. Кому-то набор достается по наследству, кто-то так себе уяснил принципы отбора.

5. Система коммуникативных действий разворачивается как «удваивающая система». Часть действий направлена на постоянное поддержание инфраструктуры, к которой подключается любой интересующий нас пользователь. Там его ждут необходимые для его деятельности и понятные ему знания. Часть действий обеспечивает привлечение в других сегментах (на других полях публичного пространства) интереса к тому, что мы делаем. В каждом нашем включении в чью-то повестку дня содержится указание на то, как с нашей позицией и с нами можно познакомиться поближе и поподробнее. Но любое из этих действий оказавшись в последовательности первым, предполагает возможность немедленной реакции адресата на второе действие. Которое уже сделано и только лишь ждет запроса, чтобы в ответ на него актуализироваться применительно к новому контексту.

Не надо «двигать релизы». Надо время от времени чувствовать тот краткий миг, когда очередной заход в публичное пространство становится-таки историей. Ради того, чтобы суметь поймать этот миг, требуется упорно делать все то, что сейчас, несмотря на прочитанные в книжках рецепты, в полном объеме и вовремя не делается.

6. Работа со средствами публичной коммуникации строится не только как работа с «опосредующей структурой», но и как с совокупностью представителей очень важной для авторов сообщений целевой аудитории. Ее мнение является не менее важным, чем мнение тех, кто должен получить информацию как конечный потребитель.

7. Сама система экранов (независимая от любого отдельного владельца того или иного экрана) выполняет две ключевые функции. Она фиксирует следы вашего присутствия в публичном пространстве и усиливает или ослабляет требуемый отсыл к вашей собственной (под)системе экранов.

8. Как обнаружить публичное пространство?

У спорта высоких достижений есть физически осязаемое пространство: это тренировочные базы, стадионы и антидопинговые лаборатории. Пространство, в котором решаются задачи нашей национальной безопасности, это казармы и полигоны, КПП и аллеи славы. Пространство шоу-бизнеса это студии звукозаписи, «гримерки», концертные залы (и, средства массовой информации, заметьте). Пространство политики это залы заседаний и рабочие кабинеты с портретами Президента и Премьера, это телестудии для предвыборных дебатов и места, где можно «просто попить кофейку». Пространство финансовых сделок это помещение биржи и терминалы, это телефонные коммуникации и экраны с котировками, это инсайд и слухи.

Особенность природы публичного пространства состоит в том, что для того, чтобы в него попасть, человеку никуда физически перемещаться не надо. Сделать надо много. Но физически это просто переключение внимания, изменения строя мысли и отношения к собственной деятельности, прежде всего.

Пространство обнаруживается по деятельности. Технически доступ в публичное пространство прост и понятен. Мы включили компьютер и зашли на новостной сайт — мы уже подключились к технической инфраструктуре публичного пространства. Неведомый регистратор сделал нас частичкой публики. Может быть, ресурс нашего внимания измерялся десятками секунд, но такова частота современной жизни. Даже переключившись на другой канал (перейдя к другому экрану) мы выразим свое отношение к тому, что нам пытались сообщать. Речь идет об общественных передачах и новостях, но желающие могут попробовать и поработать с другими форматами.

Просматривая телепрограмму «К барьеру» телевизор мы можем проголосовать, набрав соответствующий номер. Мы можем написать письмо в солдиный журнал (и, поверьте, его с удовольствием напечатают!)

Наконец, возможно, мы участвуем в панельных процедурах медиаизмерений рейтингов, отвечаем на вопросы социологов (кто-то же на них отвечает). В данном случае мы вообще неотъемлемая часть функционеров ПП

У публичного пространства, как пространства, есть три измерения его «публичной протяженности» (аналоги широты длины и глубины? Или все таки по модели глобуса (ведь ПП это модель) две широты и долготы, но с добавлениями: …восточной, западной, северной, южной?).

Публичное пространство отличается от любого другого пространства доступностью восприятия любого своего участка со скоростью слуха и взгляда. В нем по большому счету, нет тех границ, которые есть в пространстве географическом или в социальном. Но барьеры есть, и не только языковые; вы не сможете сходу врубиться в сленг профессиональных журналов.

В ПП по-другому течет время. Оно может сжиматься, уплотняться, «сворачиваться», и даже иметь альтернативные русла (создавая ощущение течения вспять). Оно заканчивается в момент сдачи номера в печать, запуска выпуска новостей в эфир (отчего так взволнованный дикторы читая тексты, как только что сообщили информагентсва, отчего тако предельно лаконичны и благодаря этому безумно информативны вставки когда верстался номер). Пространство мира, которое воссоздает публичное пространство также задано такими форматами как прайм-тайм, первая полоса, место на странице, структуру монтажа сюжета.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)