Станислав Наумов:

Моногорода. Проект базового (умеренно-оптимистичного) сценария с позиции представителя Минпромторга.

31/01, 13:31

Продолжаю публиковать обещанные после поездки в Нижний Тагил размышления о схемах развития моногородов. Дискуссия про ситуацию в Тольятти внесла дополнительную соль и добавила перца. Но предлагаемая пища для ума не залита ни тольяттинским, ни нижнетагильским, ни даже магнтогорским соусом. Конкретные совпадения — всего лишь ваша личная приправа.  

«Градообразующее предприятие в 2010 году возобновит свою работу. Оно не только возобновит стабильную работу в режиме, необходимом для сохранения технологической безопасности, а продемонстрирует восстановительный рост, требующий возврата на рабочие места квалифицированного персонала. В течение ближайших нескольких лет такое предприятие будет ежегодно производить гораздо больше продукции, чем в 2009 году. Его вклад в экономику города и региона в суммарном виде не уменьшится. Косвенное влияние изменения отдельных параметров или компонентов его деятельности не носит угрожающего характера ни для отдельных секторов, и даже для отдельных экономических и (или социальных) агентов. И уж тем более, данная промышленная деятельность не является исключительно негативной в отношении социально-экономической ситуации в городе и в регионе в целом (включая экологическую ситуацию и ситуацию общественно-политическую).

Даже если динамика роста в 2010 году по отношению к 2009 году будет минимальной, никакой особой программы для города, где расположено такое предприятие на уровне рабочей группы «моногорода» при Комиссии Шувалова рассматривать в режиме «как можно быстрее» не следует. Достаточно своевременно рассмотреть форматы и объемы финансирования участия предприятия в региональной программе опережающего реагирования на негативные явления на рынке труда.

При этом не стоит работать по шаблонам прошлого года и продолжать красить заборы и подметать дорожки. Доминирующим видом временных работ должно стать внедрение в промышленную деятельность информационно-коммуникационных технологий (создание электронного архива комплектов технической документации). Соответственно, содержанием обучающих программ должно стать получение работником навыков, необходимых для самостоятельной работы в информационно-коммуникационной среде предприятия. Из всех возможных видов транспортных инфраструктур приоритетным образом следует развивать инфраструктуру, передающую информацию в системе «заказчики-исполнитель-заказчики», где заказчики могут быть расположены вне предприятия, вне города, вне региона. А вот рабочие места исполнителя это и есть модернизированные, а где-то просто новые производственные мощности. И это новые рабочие места.

Безусловно, среди ресурсов поддержки работы предприятия могут быть и ресурсы программ Минпромторга, а также инструмент госгарантий. Но единственной гарантией успешного участия такого предприятия в наших программах является понимание директоров завода или фабрики того, как и когда надо подать документы на получение любой из возможных субсидий (вплоть до НХП) или на исполнение госзаказа в рамках мероприятий ФЦП или ВЦП.

Думаю, ВИП-проекты министерства надо упаковать в ВЦП, выделив подпрограмму, вовлекающую на межотраслевом уровне в НИРы и ОКРы активную часть персонала монопрофильных предприятий по всей стране. Надо на базе квалифицированных кадров создать своего рода сетевой технопарк с функциями национального инжинирингового центра. И это уже на ближайшую двух-трехлетнюю перспективу (программу 2011-2013 годов).

 

 

А в этом году надо помочь таким предприятиям правильно разобраться со спросом на ассортимент выпускаемой ими продукции. Никаких иллюзий об автоматическом восстановлении всех прежних источников и объемов спроса. Только выверенное встраивание в программы, стимулирующее обновление того оборудования и тех материалов, в выпуске которых может принять участие данное предприятие.

Особая тема – управляемое извне создание новых рабочих мест вне орбиты потребностей и возможностей градообразующего предприятия. Здесь важно найти баланс, не создав искусственный дефицит в связи с преждевременной переориентацией на новые виды деятельности местной и региональной систем профессионального образования.

В любом случае, если что-то и можно и нужно в таком сценарии сделать в рамках финансовых и нормативно-правовых ресурсов рабочей группы «моногорода», то это плавно снять с пережившего кризис предприятия активы, относящиеся к непрофильным видам деятельности. Однозначно — всю социалку (типа дворцов спорта). Скорее всего — всю коммуналку (типа котельных). Желательно все вспомогательные и обеспечивающие производства (типа транспортного цеха).
Делать это все надо не столько ради того, чтобы облегчить условия для возобновления инвестиций в рамках профильной деятельности (об этом чуть позже), сколько для того, чтобы создать реальную среду для создания в городской экономике новых эффективных предприятий малого и среднего бизнеса, способных, помимо прочего, получать регулярную поддержку по линии других госпрограмм (включая лизинг) и создавать дополнительный спрос на продукцию предприятий отечественной промышленности.

А расходы граждан на получение социальных и иных услуг со стороны вновь созданных предприятий надо компенсировать в рамках модели субсидирования услуг ЖКХ экономически уязвимым группам населения исходя из совокупного дохода семьи.

Теперь о самом сложном вопросе. Точнее группе взаимосвязанных друг с другом вопросов. Если такое предприятие возвращает себе место в строю, то его собственник должен понимать, что кризисы имеют цикличный характер и если ничего заблаговременно не изменить, то все риски обернуться новым ущербом на всех уровнях жизни. Равным образом, это должен понимать и наемный работник. И мы — Минпром. Стало быть, нам надо ставить вопрос не просто о росте, а о развитии.

Но тогда возникнет вопрос о том, что рост и развитие в этой точке надо как-то синхронизировать с ситуацией в других аналогичных по своей природе местах промышленного пространства страны. И вполне возможно, что мел судьбы, которым мы пишем слово «успех» на доске моногородов, стирает планы модернизации аналогичных производств, расположенных в не-моно-городах, которые до сих пор имели диверсифицированную промышленность.

Но в отсутствие ресурсов для модернизации предложения и стимулирования спроса их автозаводы и меткомбинаты закроются. И количество жителей в новых моногородах увеличится кратным образом.

Утрирую? Возможно. Но торопиться с раздачей 13-х зарплат мэрам по типу «моногород. до востребования» не стоит. Можно и нужно рассматривать поступившие в рабочую группу проекты как заявки на профпригодность местных элит быть нашими партнерами по совместному программированию.

Аналогичным образом рабочая группа проходит свой тест перед лицом наших товарищей из регионов. Я намеренно решил дополнительно сдать свой тест публично. Это не означает, что у меня есть какие-то принципиальные расхождения с моими коллегами. Мы единомышленники и действуем сообща. Всю неделю, как можем, изучаем письменные следы консенсуса разных по интересам групп в определении общей суммы трансферта на регион, а потом в моногород. Начинать с чего-то надо, начинать с кого-то надо.

Просто тема посткризисного развития такова, что на примере моногородов надо дать возможность ее увидеть и осознать всем.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)