Станислав Наумов:
Экспо-2010. Информгруппа, накануне первой рабочей встречи
8/02, 22:53
Завтра собираем информгруппу для проекта Экспо-2010. Включил туда прежде всего своих коллег по РАСО, посмотрим как откликнутся. Кто два-три раза без уважительной причины не придет (на конференц-связь не выйдет) может считать, что его личный проект носит куда более глобальный характер, чем наш общий.
ЭКСПО является международным публичным событием высокой общественной значимости. Это мировой конкурс технологий в широком понимании – конкурс знаний и демонстрации умений стран-участниц.
А пока концепция, на базе которой мы будем работать. Обычно, такие документы держатся в секрете, но я решил попробовать достичь информационного успеха, играя в открытую.
Российское участие в ЭКСПО-2010 в Шанхае – это возможность продемонстрировать разным аудиториям (миллионам китайских посетителей, китайской элите, другим странам-участникам выставки, а также российским гражданам, прежде всего тем, кто заинтересован в инновационной деятельности в России) образ новой России, к которому мы стремимся.
Осевой сюжет концепции формирования российского павильона и стратегии работы с мировыми и российскими СМИ строится на представлении России как страны, обладающей уникальным опытом и традициями в создании и развитии инженерных и гуманитарных технологий. Их комплексное применение позволит обеспечить прорывы на направлениях, имеющих принципиальное значение для национальной конкурентоспособности. Сегодня научно-техническое развитие невозможно без синтеза молекулярной биологии, нанотехнологий, информационных технологий и когнитивных наук (NBIC-конвергенция), определяющих облик шестого технологического уклада и доминирование основанных на нем экономик. На выставке 2010 года в Шанхае Россия должна подтвердить свою способность на равных участвовать в глобальном технологическом диалоге и быть одним из лидеров по отдельным направлениям этого процесса.
В рамках заявленной темы на ЭКСПО-2010 «Лучше город, лучше жизнь» уникальность российского подхода будет раскрываться через специфические типы российских городов и, соответственно, новых подходов (решений) по улучшению жизни. Основной акцент будет сделан на соединении наиболее приоритетных для России направлений, в том числе по теме урбанистики: энергетическая безопасность и энергетическая эффективность, инновации в здравоохранении и социальном развитии, атомные технологии, освоение космоса, развитие телекоммуникаций и информационных технологий.
В программе информационного сопровождения российского участия в ЭКСПО-2010 можно выделить два этапа: «до открытия ЭКСПО» и «во время работы ЭКСПО».
На этапе «до открытия ЭКСПО» информационная кампания направлена в основном на внутреннюю аудиторию, захватывая всех участников инновационной деятельности в России: науку, инженерный корпус, бизнес, государство, активную часть населения, в особенности молодежь. На этом этапе будет происходить отбор экспонатов и конкурс российских инноваций. При этом специальный акцент будет сделан на юношеском творчестве, как основании будущей лучшей жизни в России. Для работы с талантливыми и гениальными представителями подрастающего поколения, как важнейшим ресурсом будущего России, активно привлекается экспертное сообщество. В результате этого процесса обновляется панель публичных интеллектуалов, представляющих потенциальный интерес для зарубежных СМИ. Ведущие российские конструктора, исследователи дают свои мастер-классы, присутствуют в жюри конкурсных комиссий по отбору детских и молодежных проектов, изобретений, исследований. Призом должна стать поездка победителей в г. Шанхай. Все данные мероприятия требуют постоянного плотного информационного сопровождения в российских СМИ.
С открытием выставки 1 мая 2010 года начинается первый этап информационной кампании, основная задача которой на волне обсуждения в публичном пространстве аттракциона российского павильона — привлечь дополнительное внимание к экспозиции, прежде всего, аудитории Китая и стран Тихоокеанского региона. В этот период акцент делается на участии в кампании российских детей, что победили на конкурсах, проводимых в период подготовки выставки. Всемирный день защиты детей – 1 июня – становится кульминацией первого этапа кампании.
Ключевая задача второго этапа состоит в постепенном смещении акцентов в зарубежном публичном пространстве на интерпретацию тех или иных «скрытых загадок» в экспозиции павильона России. Реализуется это в том числе с помощью активного информационного сопровождения на ТВ, радио и в сети Интернет, мероприятий деловой и научной программ: мастер-классов, публичных лекций, конференций. Основная транслируемая идея: все «вшитые» в пространство экспозиции технологии направлены на улучшение жизни людей в городах. Это разработки России, но мы готовы поделиться ими и с Шанхаем, и со всем миром. Это послание России в глобальном технологическом диалоге.
Информационная кампания реализуется при помощи следующих коммуникативных инструментов: работы РИА Новости; создания двух мультимедийных специализированных пресс-центров в Москве и в Шанхае; массированной Интернет кампании, включающей создание сайта «Россия – ЭКСПО-2010» на английском, русском и китайском языках; создания виртуального павильона России на официальном сайте http://www.expo2010.cn/.
При этом часть мероприятий может быть проведена с минимальными затратами. Информационное сопровождение российского участия в ЭКСПО-2010 должно подкрепляться участием федеральных органов исполнительной власти. Через программы ведомств возможна трансляция как внутренней, так и внешней аудитории предложений, связанных с основной тематикой выставки, например, понятие безопасности в городах, транспортные коммуникации в городах, развитие здравоохранения и социального обеспечения в городах, оперативная помощь и восстановление после разрушений и т.д.