Станислав Наумов:
Экспо-2010 как детская площадка: начинаем расшифровывать загадки
1/06, 22:10
«Детская площадка» это место, где дети из самых разных мест должны получать удовольствие от игры вместе (либо играть самостоятельно и, тем не менее, представлять воображаемых партнеров по игре).
Что интересно: детская площадка увиденная сковзь призму того оборудования, которым она оснащена, чаще всего моделирует Городскую Среду, ту или иную е инфраструктуру. Например, это улица как транспортная среда и отсюда разные ракеты, паровозы автомобили.
Но есть ещё два забавных обязательных элемента: карусель (качели) и песочница. В одном случае это и общественый транспорт. В другом стройплощадка для моделирования поселений, в центре которых будет лучший дом (типа замок) и, с известным допущением, первый 3D принтер.
Город это пространство, с которым человек умеет работать осознанно и с душой. То есть: творить. Поверх первозданного замысла, в российском павильоне происходит [дальнейшая] игра с пространством.
По общему впечатлению посетителей, наша экспозиция выглядит зрелищно и эффектно. Лишь на первый взгляд она незатейлива. Но это не «инфант-архитектура», отражающая, скорее, психологию семейных отношений.
Впрочем, и через такой поворот мы бы вышли на тему социальной гармонии. Это состояние, значимое для развития личности в любой форме общежития: от Семьи и Класса, через пресловутую Улицу, до того самого Города как места, где личность становится не только Специалистом, но и Гражданином.
Экспозиция, расположенная в основном на верхнем уровне павильона, представляет из себя инновацию — как сплав разума и фантазии. Перед нами технологический театр 21 века, который и развлекает, и воспитывает. Происходящее в нём это спектакль как явление современной аудиовизуальной культуры и тренажёра. Это уже не виртуальный мир. Здесь в каждом изгибе материала чувствуется эмоция художника. Здесь искусственное преображает естественное на уровне идеального.
Это многомерный (3d) прототип образовательной версии парка, в центре которого — интеллектуальный аттракцион, развивающие познавательные способности юных жителей города.
Эффекты в российском павильоне формируют поле для Игры, в сценарии которой обнаруживаются 12 загадок. Это символическое кодирование того, что будет раскрыто в дальнейшем в рамках научной и гуманитарной программы российской экспозиции.
В подаче идей экспозиции на нижнем ярусе используется визуальный прием, который связан с приданием сначала цвета плоским фигурам, а потом формирования их нового пространственного объема.
Дальше использую объяснения, подготовленные по моей просьбе российскими учеными В.Рубановым и А.Шелудяковым:
«.. прием, который лежит между детской забавой и серьезной философией: невозможные пространственные фигуры. Фундаментальная проблема этой «забавы» связана с тем, что плоское восприятие мира и плоское мышление не только не избавляют, но содержат в себе ошибки, недопустимые в реальном мире – трехмерном пространстве. Отсюда — необходимость перехода к объемным представлениям по всем направлениям».
Мы реализовали эту идею на верхнем ярусе, где тот самый Незнайка встречает гостей, держа в руках таинственный многогранник. Что это? Вернемя к предложениям Рубанова-Шелудякова:
«В обновленной он-лайн версии российского павильона его внешние формы трансформируются в пять геометрических объектов: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр. На пяти правильных платоновых телах строится не только «школьная» геометрия, но и «вузовская» топология.
Возвращение к «античным» подходам – переосмысление направлений развития технологий на новой основе и под новые задачи.
Сегодня топология становится ведущим направлением в математике. Смысл – в исчерпанности плоских моделей и необходимости перехода к объемам во всех сферах – от электроники до когнитивных моделей.
Дети чувствуют это на уровне непосредственного восприятия мировой гармонии и обращают на это внимание взрослых».
Замечу: мы — с позиции авторов «города детства» — обращаем на это внимание Мира. Но продолжим слушать разъяснения российских ученых:
«Русская школа в области топологии имеет мировое признание (Лобачевский). Две последних высших мировых премии по математике получили русские ученые (Перельман, Громов).
Сопровождение визуальными эффектами даёт представление о том, что во время «детской игры» с виртуальными сферическими объектами («мыльными пузырями») строится любое пространство и происходит переход от одного многогранника к другому.
Сама «пузырьковая модель» структурирования пространства известна в мире как модель Вороного-Делане. В павильоне это демонстрирует световое шоу, которое несет себе сообщение о существовании модели инфляционной или раздувающейся Вселенной Андрея Линде.
В результате взаимодействия шаров возникают пространственные группы. Тетраэдр, октаэдр и додекаэдр – основа кристаллографических групп. С кристаллографией связано имя нашего выдающегося ученого Федорова. И кристаллографические группы называются группами Федорова-Шенфлиса.
Переход к икосаэдру-додекаэдру – это вхождение в мир живых систем. Такие структуры могут существовать только как оболочки и выпадают из рационального мира кристаллографии.
Икосаэдр – «живой» многогранник. С исследованием его уникальных топологических характеристик и оптических свойств связаны работы Арнольда, имеющие мировую известность.
Радужная оболочка мыльных пузырей – это аналог и метафора плазмоники – перспективного научного направления для создания квантово-оптического компьютера. Российским ученым принадлежит порядка 20% публикаций по этой теме, а международные конференции регулярно проводит Лукьянчук.
Превращение икосаэдра в додекаэдр (путем скашивания вершин икосаэдра) проходит через полуправильный многогранник усеченный икосаэдр, более известный как фуллерен. Фуллерен – это структура молекулы углерода С60 – символа нанотехнологий и основы создания биороботов.
Таким образом, через детскую игру и непосредственное гармоничное восприятие и представление окружающего мира мы приходим во взрослый мир передовой мировой науки».
Это было мнение российских ученых, участвующих в нашей Научной программе. Российский интеллект в таком миропонимании не только сравним с мировыми теориями, но и имеет определенный задел. Через постановку в центр внимания проблематики детства упор делается на будущем (не будет развиваться ребенок — не будет будущего взрослого). С помощью предложения интересной игровой трактовки дается установка на необходимость и возможность совместного ответа на новые вызовы, стоящие перед мировой наукой.