Станислав Наумов:
3. Возможности игрового представления публичных коммуникаций
Если в предыдущем параграфе были показаны технологические возможности предлагаемой схемы пространства публичных коммуникаций, то в настоящем параграфе будут продемонстрированы её аналитические возможности. Это важно для данной работы, так как, изначально ставилась цель построения не только и даже не столько технологического представления публичных коммуникаций, но и философского представления действительности, такого, которое бы позволяло производить исследовательскую и аналитическую работу.
Для этого в настоящем параграфе мы произведём анализ нескольких коммуникативных событий и историй с помощью введённого нами в §1 главы 3 представления о действительности публичных коммуникаций.
При этом мы воспользуемся дополнительной к уже введённой схеме метафорой — метафорой «игры», как наиболее точной метафорой, позволяющей осмыслить целое публичных коммуникаций и анализировать происходящие в публичных коммуникациях события и истории. Понятие «игры» для анализа истории и культуры общества, как известно, ещё в 30 годы ввёл Й. Хёйзинга. Именно у него человек производящий, человек модерна, человек индустриального общества homo faber, был заменён фигурой человека играющего homo ludens [96].
Хотя метафора «игры» уже почти 100 лет находится в обороте гуманитарных исследований и практик, представляется, что именно операциональный аспект этой метафоры не вполне оценен философами, культурологами и другими исследователями новых феноменов социальной реальности и её устройства. Потому что именно игра позволяет совместить определённость правил и свободу, даёт возможность постоянного обновления и даже смены правил, и в то же время диктует следование вполне определённым правилам в каждый конкретный момент.
«Игра» представляется, таким образом, адекватной конструкцией для задачи представления новой публичной реальности. Мы воспользуемся сборочной типологией игр, которую представил А.Левинтов на основании типологий игр в методологической практике оргдеятельностных игр и культурно-исторических исследований самого Й.Хёйзинги [49]. «В методологической практике игра задается триадой (автор — Ю.Громыко) «play -game — performance».
Play — игра как игра, как кураж и потлач….
Game- игра по правилам, условия игры, обычно ненарушаемые в ходе игры, то, что обговаривается до игры и редко обсуждается после нее (а обсуждение в ходе игры просто уничтожает ее)…
Performance — представление, то, ради чего идут в кино, театр, цирк, на футбол или смотреть теннис в исполнении Джона Маккинроя; вместе с тем это же и преодоление существующей формы, творчество.
В культурологической триаде игры Й. Хейзинги — другие представления: Paidia — детская забава, потеха, шалость, «удовольствие без пользы и урона» как определял игру Платон… Agon — круг, ринг, арена состязания и вместе с тем — безысходность (gon — угол), то, что не позволяет игроку покинуть круг и выйти из игры, не потеряв чести и уважения в кругу играющих и свидетелей….
Diagone — противоборство двоих, соперничество и вместе с тем постижение пути, продвижение по пути двоих, «путь на двоих».
Собственно, реальность публичных коммуникаций вполне вписывается в типы игр play и performance по большей части, хотя и элемент game — то есть игры по правилам (хотя бы через правовое регулирование сферы массовых коммуникаций) — тоже присутствует. Типология Й.Хёйзинги также указывает на необходимые аспекты, которые должны быть выражены в нашем представлении о пространстве публичных коммуникаций: в большей степени публичные коммуникации это agon и diagoge, хотя и элемент удовольствия paidia здесь присутствует тоже.
Далее мы будем анализировать события и истории публичных коммуникаций, используя метафору игры, представляя введённую нами действительность публичных коммуникаций через три игровых уровня:
- принципы игры (во что играем),
- игроки и разметка игрового поля,
- основные игровые предметы (операторы игры) и возможности их употребления.
Принципы игры будут определяться сутью феномена публичности как такового в его историческом развитии, что было в наибольшей мере представлено исследованиями Х.Арендт и описано в данной работе в §2 главы 2; а также связанными с феноменом публичности различия практик власти, управления и публичных коммуникаций (§1 главы 3 настоящей работы).
Игроки и разметка игрового поля задаётся схемой пространства публичных коммуникаций, введённой в §1 главы 3 настоящей работы. И, наконец, игровые предметы (операторы игры) были перечислены в рамках введения схемы пространства публичных коммуникаций: события, экраны, легитимные позиции, знаковые конструкции.
Возможности данного представления достаточно эвристичны и позволяют как объяснять (и анализировать) многие ситуации, происходящие в публичных коммуникациях, так и организовывать собственные действия и создавать технологические решения в публичных коммуникациях. Продемонстрируем эти возможности на анализе реальных историй.
Кейс 1. Теракт 11.09.2001.
Теракты, совершённые в начале нашего века, среди которых, безусловно, самый запомнившийся — теракт 11 сентября 2001 года в США, а для России — больница в Будёновске, «Норд-Ост» и школа в Беслане — действия, осуществлённые теми, кто принимает наличие публичного поля и правила игры на нём. Террористы играют на поле публичных коммуникаций, используя его для ведения необычной войны.
Если посмотреть на теракты под этим углом зрения, то становится понятно, что главное в подобного рода террористических действиях, не физическое уничтожение нескольких сотен или тысяч людей, а реализация такого сценария, который бы вызвал максимальный резонанс в публичном пространстве, и произвёл бы изменения в представлениях и самоощущении миллионов и даже миллиардов людей. Конечная мишень терактов — не те, кто погиб, а те, кто выжил.
Все эти теракты развивались примерно в общей логике. Первое — это выбор места и реализация представления, которое в наибольшей степени сможет не только привлечь первое внимание, но и даст повод для дальнейшей жизни этой истории и метасюжета «терроризм» в целом. А это значит, что выбирались культурно, символически, метафорически и ценностно насыщенные места: театр, дети и школа, больные и, наконец, ВТЦ в Нью-Йорке — символ Америки.
Мы помним, что катастрофу 11 сентября показывали сначала все телеканалы целый день просто без комментариев (самый простой и базовый вид новостей), сделав участниками события таким образом практически весь мир. Затем в дело вступили ньюсмейкеры с новостными текстами: несколько дней подряд на всех экранах (и ТВ и печатных, и радио) шли информационные сообщения с места трагедии — свидетельства очевидцев, информация журналистов. Газеты и ТВ конкурировали между собой, выискивая очередной новостной повод, очередного свидетеля или кадры. Их сменили опинионмейкеры в основном в лице аналитиков: началась волна аналитических материалов, интерпретирующих и осмысляющих это событие. При этом аналитики тоже вступили в определённую конкуренцию, каждый из них старался задать новую точку зрения на событие 11 сентября, выстроив свою уникальную позицию. Использовала этот сюжет в целях укрепления собственного рейтинга и авторитета и администрация США. Таким образом, в этот сюжет оказалось включено огромное количество обычных людей и большое количество людей, занимающих значимые позиции как в публичном пространстве, так и в политической, общественной и интеллектуальной жизни. Сюжет превратился в глобальный метасюжет «терроризм и кризис цивилизации». Этот метасюжет дооформился материалами масштаба выступлений ведущих мировых философов [21], которые вывели это событие на уровень мировых процессов и закрепили его, таким образом, прочно в метасюжетных рамках. Далее последовали документальные и художественные фильмы об 11 сентября, снятые известными кинорежиссёрами, книги (aильм «11 сентября», снятый 11-ти всемирно известными режиссёрами, состоящий из 11 новелл (2002г.); фильм Оливера Стоуна «Башни-близнецы» (2006г.); книга «Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября» — изд-во «Институт Фонда «Общественное мнение», 2001), превратившие это событие в культурно-историческое.
Кейс 2. История о «газовой ОПЕК»
Предыстория
Почти полвека назад (в 1960-м году) страны восточного региона — Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия — и Венесуэла создали организацию стран-экспортёров нефти (ОПЕК)(Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Позже к ОПЕК стали присоединяться другие страны, в том числе страны, которые сегодня представляют собой новые быстрорастущие арабские экономики, такие как Катар и ОАЭ. В результате организация ОПЕК объединила 13 стран и стала одним из главных участников мирового рынка нефти. СССР, а затем и Россия никогда в ОПЕК не входили.
В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти. Целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен. Однако в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973-1974 и еще в два раза в 1979 году.
Значимость ОПЕК вновь стала возрастать с ростом цен на нефть в 2000-х гг. Как международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти, ОПЕК регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти. В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35-40%, в экспорте — 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.
Запуск метасюжета
Начиная с начала 2000-х годов на мировом рынке цены на нефть стали расти. И ОПЕК стала влиятельнейшим игроком на рынке, и значимым игроком и персонажем в публичном пространстве. Но кроме рынка нефти есть ещё рынок газа, ценообразование на котором таково, что цена газа определяется от стоимости нефти на рынке потребления. При общем росте энергопотребления в мире все источники энергии начинают представлять большой интерес. Таким образом, газ с ростом цен и ростом энергопотребления стал самостоятельным интересом в международных взаимодействиях и переговорах.
Разумеется, газ и рынок газа прочно вписались в информационную повестку дня. Но этой теме в информационной повестке ещё нужна была сюжетная конструкция, в которой она могла бы подаваться.
Нахождению сюжетной конструкции поспособствовало создание в 2001 году Форума стран-экспортёров газа (Gas Exporting Countries Forum (GECF)). Созданная организация продекларировала следующие цели: развитие взаимопонимания между производителями, потребителями, правительствами и отраслями промышленности, связанными с энергетикой; создание базы для исследований и обмена опытом; создание устойчивого и прозрачного рынка энергии. Россия является членом Форума.
И хотя созданная организация является по своей структуре иной, нежели чем ОПЕК (она даже не имеет устава), тем не менее, в публичном пространстве её тут же начали называть «газовой ОПЕК», подключив таким образом к теме газа метасюжетную конструкцию ОПЕК и всю длинную полувековую предысторию. Так сработал важнейший механизм публичного метасюжетного существования — повторение, которое в публичном пространстве обеспечивает быстрое опознание и распространение темы и сюжета.
Событие первое
Январь 2007г. Встреча Министров энергетики России В.Б.Христенко и Министра энергетики Алжира (второй крупнейшей страны — экспортёра газа на рынок Европы).
В принципе это была рядовая встреча, обычный информповод, по поводу этой встречи изначально мы никакого нового поворота в публичном пространстве, связанного с этим информповодом не планировали. Но в ходе переговоров возникла фраза о возможной координации действий двух стран по поставкам газа на европейский рынок. И сотрудники пресс-службы по согласованию со специалистами отраслевого департамента сочли возможным поставить эту фразу в пресс-релиз о встрече, понимая, что, скорее всего она будет увидена европейскими СМИ и приобретёт большой отклик.
Межконтинентальный диалог
Состоялась встреча Министра промышленности и энергетики Российской Федерации Виктора Христенко с Министром энергетики и шахт Алжира Шакибом Хелилем
20 января 2007. Министры обсудили возможности участия в совместных энергетических проектах.
Виктор Христенко сообщил, что основными темами являлись возможные направления сотрудничества в газовой и нефтяной отрасли по всей цепочке от разведки до маркетинга и продаж, включая конкретные проекты между российскими и алжирскими компаниями по обмену активами и совместным проектам в третьих странах. Он также добавил, что Россия и Алжир намерены как можно скорее определить сроки, договориться о конкретных деталях и определить условия реализации проектов.
«Sonatrach» и «Газпром», которые ранее заключили соглашение о сотрудничестве, уже определили конкретные проекты в России, Алжире и Франции, сказал Виктор Христенко.
Стороны также обсудили реализацию проекта «245-Юг», где участвуют российские компании «Роснефть», «Стройтрансгаз» и алжирская государственная нефтегазовая компания «Sonatrach», а также проекты компании «ЛУКОЙЛ» в Алжире. Объем инвестиций в проект «245-Юг», учитывая вложения в добычу, могут составить $4-5 миллиардов. «Мы рассчитываем на этот проект в будущем», — подчеркнул алжирский Министр.
Шакиб Хелиль отметил: «Газовый рынок отличается от нефтяного, благодаря СПГ газовый рынок может стать таким же динамичным, как нефтяной, через 20-30 лет». Он также сообщил, что крупнейшие страны-производители и экспортеры газа планируют в апреле на форуме в Катаре обсудить координацию своих действий по обеспечению поставок на международные рынки. Виктор Христенко подтвердил участие России в этом форуме.
Источник: http://www.minprom.gov.ru/press/release/showNewsIssue?url=activity/energy/news/279
Так и оказалось — на следующий же день это сообщение вызвало всплеск реакции европейских СМИ, связанный с тем, что Россия всерьёз создаёт «газовую ОПЕК».
Событие второе
Катар (г.Доха). 9 апреля 2007г. Совещание министров энергетики государств-стран-экспортёров газа в рамках Форума стран-экспортёров газа.
Собственно, с января 2007 мы начали, таким образом, подготовку к важному для нас событию — Совещанию министров энергетики государств-стран-экспортёров газа в рамках Форума стран-экспортёров газа который планировался на апрель 2007 года.
Мы сознательно нагнетали ожидание масс-медиа и других игроков публичного пространства, не делая резких и окончательных заявлений по одобрению или же неодобрению создания газового картеля. То есть, запустив сюжет, мы как бы вышли из публичного поля. Точнее, мы не предпринимали там никаких активных действий, но следили за тем, как развивается включённый нами метасюжет.
Мы находились в роли наблюдателей. Как проходит процесс наблюдения, можно видеть из аналитических записок, подготовленных пресс-службой Минпромэнерго к совещанию в Катаре.
Информационно-аналитическая реконструкция № 1
РАЗВОРАЧИВАНИЕ СЮЖЕТА «СОЗДАНИЕ «ГАЗОВОЙ ОПЕК» (РОССИЙСКИЕ СМИ)
19-22.01.2007 — Визит В. Христенко в Алжир
Информация о возможности создания «газовой ОПЕК» впервые получила широкое распространение, в том числе, в западных СМИ.
Интерпретации западноевропейских СМИ уже содержали в себе опасения по поводу того, что сотрудничество России и Алжира может быть оформлено в виде картеля, что представляет угрозу для ЕС. Большая часть упоминаний о «газовом ОПЕК» сопровождается цитатами В.Христенко и Х. Хелиля о том, что такого рода планов у России и Алжира нет. Сообщения двух министров преподносятся, как разъяснения, призванные успокоить волнения европейцев.
СМИ помещают сюжет, прежде всего, в рамку взаимоотношений между Россией и ЕС.
31.01.2007 — Пресс-конференция секретаря Совбеза И. Иванова по итогам визита в Иран
Ключевые тезисы И. Иванова почти полностью совпадают с алжирскими высказываниями В. Христенко. Смысл соображений Иванова сводится к тому, что координация политик — естественная форма сотрудничества.
В публичном пространстве появились тезисы иранского аятоллы А. Хоменеи, которые расширили представление СМИ о возможном составе картеля.
Зафиксирована двойственность позиции России, которая, с одной стороны, стремится расширять сотрудничество со странами-производителями газа, а с другой сохранить доверие потребителей. Под потребителями все еще преимущественно понимается ЕС.
Возможности
В данном случае позиция России, занимающей положение между потребителями и производителями газа, понимается СМИ негативно. Делается вывод, что это положение не позволяет заслужить доверие ни тех, ни других.
Однако, эту позицию можно усилить, если наполнить ее в рамках сюжета следующим содержанием: Россия развивая сотрудничество и с проивзодителями и с потребителями, сама будучи и производителем и потребителем, является связующим звеном и медиатором, понимающим целое и способствующим устойчивости глобальных энергорынков.
Возможность создания некой организации эксперты подвергают сомнению. И даже будучи созданной, она будет функционировать по иным, нежели ОПЕК, принципам.
1.02.2007 — Пресс-конференция В. Путина
Сильнейший стимул для развития сюжета. Комментарий президента на заявления представителя Ирана о том, что «газовая ОПЕК» интересная идея стал причиной резкого роста внимания к сюжету, предопределил долгосрочный характер его развития. С этого момента, в течение месяца практически в каждой публикации на тему «газовой ОПЕК» упоминался тезис Президента.
Стоит подчеркнуть, что Президент в ходе пресс-конференции различил «газовую ОПЕК» и картель. Это было отмечено, в том числе, представителями ЕС, которые выразили удовлетворение тем, что Россия не намерена создавать картель.
Появились интерпретации грядущего визита В. Путина в Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар, как, в частности, повод для продолжения переговоров по созданию «газовой ОПЕК». Таким образом, представление о возможном составе участников организации было дополнительно расширено.
11-13.02.2007 — Визиты В. Путина в Саудовскую Аравию, Иорданию и Катар
Состав российской делегации, в которую входят представители крупных российских компаний, используется СМИ как дополнительный аргумент в пользу того, что переговоры, в рамках которых обсуждается и «газовая ОПЕК», носят содержательный характер.
Тезисы В. Путина о том, что создание организации, координирующей деятельность производителей газа, вызывает живой интерес России, подкрепляет СМИ в их интерпретациях. Сообщается о том, что страны Персидского залива разделяют мнение Москвы. Встречаются комментарии представителей российских властей о том, что речь идет, прежде всего, о координации сотрудничества, а не о некой юридически оформленной организации.
Появляются негативные комментарии представителей администрации США (С. Бодман). Сюжет окончательно выходит из рамки взаимоотношений Россия-ЕС и глобализуется. В СМИ отныне Россия участвует в переговорах по созданию организации, способной оказывать влияние в глобальном масштабе.
В европейских СМИ, по-прежнему, широко встречаются сообщения о том, что ОПЕК — это политический аргумент Москвы. В то время как в российских СМИ продолжают ожидать создания организации и раскручивают сюжет. Более того, СМИ начинают рассуждать о возможных целях и задачах создания «газовой ОПЕК». При этом отмечается, что процесс создания организации может быть затруднен политическими позициями возможных участников.
12-16.02.2007 — Визит А. Реуса в Хьюстон — КЭРА-2007
Широкое распространение в СМИ получают рассуждения о факторах, которые могут способствовать или помешать созданию и функционированию «газовой ОПЕК». По сути это развилка, после которой эти позиции можно прослеживать достаточно четко. Каждая из позиций представлена набором достаточно весомых аргументов.
Считающие идею институционализированной «газовой ОПЕК» малореализуемой, говорят, прежде всего, об отсутствии свободного рынка газа. В подтверждение того, что идея не привносит нового содержания в процесс глобального взаимодействие в области энергетики, отмечено, что Россия итак занимается координацией энергополитик уже достаточно давно, начиная с Саммита G8 в Санкт-Петербурге. Этот тезис сопровождается выводом о чисто политическом характере новой идеи создания «газовой ОПЕК».
Возможности
Достаточно негативно обыгранный в СМИ тезис может быть использован в позитив, так как ничего удивительного нет в том, что, став инициатором глобального энергетического диалога, Россия активно развивает его, занимается поиском новых форматов, позволяющих координировать действия и публично предъявлять долгосрочные энергетические стратегии участников глобального энергорынка.
Среди комментариев в пользу создания организации упоминаются геополитические интересы России. Можно констатировать существенный рост политизации сюжета, подогреваемый, в том числе, активностью Ирана.
16.02.2007 — Интервью заместителя исполнительного директора Международного энергетического агентства У. Рэмси по поводу создания «газовой ОПЕК».
Интервью функционера МЭА выразило суть позиции, скептически относящейся к созданию «газовой ОПЕК» и закрепило сюжет в рамке глобального взаимодействия на энергетических рынках.
Ключевые тезисы:
- Заинтересованность различных стран объясняется исключительно национальными интересами, которые у каждого свои
- Картель противоречит интересам производителей, так как вызывает необходимость сокращать добычу для поддержания высоких цен на газ
- Высокие цены на газ не относятся к приоритетам внутренней политики, в том числе и в России
- Повышение цен толкает потребителей на поиски замещающих ресурсов. Причем у потребителей газа в этом смысле больше возможностей, чем у потребителей нефти исходя из специфики потребления (нефть — транспорт, газ — энергетика)
- Картель не совместим со спотовым рынком СПГ, который будет развиваться, так как «спот» подразумевает возрастающие возможности выбора
20.02.2007 — Интервью главы Total К. де Маржери газете The Times с оценкой идеи создания «газовой ОПЕК»
Глава Total К. де Маржери в интервью газете The Times позитивно оценил идею создания «газовой ОПЕК». Основные тезисы: Деятельность нефтяной ОПЕК помогает избежать неконтролируемого роста цен. «Газовая ОПЕК» помимо этого станет инструментом, который поможет избежать неэффективных инвестиций, что хорошо для потребителей. СМИ отмечают, что это первый прецедент, когда лидер крупной западной нефтегазовой компании поддержал идею создания «газовой ОПЕК».
2.03.2007 — Заявление У. Чавеса о намерении создать «газовую ОПЕК» в Латинской Америке
В ЕС вокруг и по отношению к сюжету протекают процессы, результатом которых стали публикации об идее создания институализированной структуры для оказания сопротивления развитию картелей.
Встречается интерпретация, что Россия планирует председательствовать в «газовой ОПЕК».
Отмечено, что, скорее всего, российских инициаторов создания подобной организации меньше заботят практические детали, чем политический эффект и возможность за счет этой идеи решать политические вопросы.
Сюжет в еще большей степени глобализируется и одновременно политизируется за счет популистских заявлений президента Венесуэлы У. Чавеса о намерении создать «газовую ОПЕК» в латинской Америке (Венесуэла, Боливия а также потребители Аргентина и Бразилия).
15.03.2007 — Участие А. Реуса в саммите ОПЕК
СМИ активизируют связку: визит В. Христенко и А. Миллера в Катар — создание «газовой ОПЕК». Этому способствуют интерпретации тезисов А. Реуса, представленные в СМИ.
Вторая половина марта — начало апреля
Сюжет сильно политизирован. Отсутствие ярких поводов ведет к тому, что СМИ начинают достраивать сюжет, приводя исторические аналогии (предложения В. Путина о создании газового альянса на территории СНГ в 2002 году) и относя их к истокам идеи создания «газовой ОПЕК».
СМИ притягивают предыдущие информповоды и комментарии к дате 9 апреля. Создание картеля отождествляется с визитом В.Христенко в Катар.
СМИ понимают координацию действий стран-производителей газа исключительно в форме какой-либо организации. Рассуждения о ее перспективах связаны, прежде всего, с расширением рынка СПГ, что для России является дополнительным вызовом.
Отмечено, что тенденция на расширение использования СПГ — это объективный мировой тренд. Однако, в России СПГ-проектов практически нет, поэтому нам важно кооперироваться с другими производителями газа в области СПГ, а также в разработке месторождений и новых маршрутов газопроводов.
Возможности
Можно использовать тезис о том, что перед Россией стоит серьезная задача — резко активизировать разработку и реализацию проектов СПГ, если она хочет идти в ногу с развивающимся мировым рынком газа. Как раз такие форумы, как в Катаре и другие площадки, объединяющие производителей газа, позволяют договориться о долгосрочных перспективах рынка, сформировать общее видение, выработать возможные проекты по взаимообмену технологиями и активами, что, в конечном счете, ведет к повышению устойчивости и прозрачности процессов, происходящих на мировом энергорынке. Это тем более касается такого перспективного тренда, как становление цивилизованного рынка СПГ.
Информационно-аналитическая реконструкция № 2
ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И БИЗНЕС-ЭЛИТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ «ГАЗОВОЙ ОПЕК» (по материалам зарубежных СМИ)
В настоящее время публичные дискуссии зарубежных ньюсмейкеров по вопросу создания «газовой ОПЕК» концентрируются в рамках следующих ситуационных блоков:
1. Отсутствие единого мнения по данному вопросу в руководстве ключевых газодобывающих стран, противопоставление взглядов на «качество проекта» политических лидеров и руководителей энергетической сферы экономики.
Тиражируется мысль о наличии «конфликта» между В.Путиным и В.Христенко. Если Президент РФ назвал создание «газовой ОПЕК» «хорошей идеей» (Tages Anzeiger, 20.03.07; La Tribune, 02.02.2007), то (в США, например) обратили внимание на то, что Министр промышленности и энергетики РФ В.Христенко 6 февраля 2007 г. назвал разговоры о газовом картеле лишь «плодом чрезмерного воображения». Однако несколько дней спустя президент В.Путин заявил о намерении его страны «координировать нашу работу с коллегами» в нефтяной сфере (Chicago Tribune, 09.02.07). «Заявление главы Кремля прозвучало после года отрицания опасений, что он намерен создать газовый картель» (Le Figaro, 02.02.07).
Аналогичная ситуация прорисовывается и в Алжире. Так, Президент Алжира Абделазиз Бутефлика в интервью EL Pais отметил, что «Не следует заранее отказываться это этой идеи. Она заслуживает рассмотрения и обсуждения заинтересованными сторонами». Заявление президента Алжира диссонирует со словам Министра энергетики Алжира Шахиба Хелила в которых говорится, что создание газовой ОПЕК «невозможно», так как «все сделки продажи совершаются в рамках долгосрочных контрактов» (AFP, 12.03.2007). Г-н Хелил также отметил, что цены на газ напрямую зависят от цен на нефть, которые подчинены политике и стратегии ОПЕК. «Зачем создавать газовую ОПЕК, ведь у нас уже есть ОПЕК, которая косвенно определяет цены на газ». Впрочем, подобная жесткая позиция была впоследствии скорректирована. «Мы можем создать «газовую ОПЕК», если страны, производящие и экспортирующие газ, заинтересует эта идея» — заявил министр (Xinhua General News Service, 20.03.07).
2. Идея создания «газовой ОПЕК» неприемлема по политическим соображениям, поскольку она наносит ущерб энергетической безопасности странам Евросоюза, и именно в этом виден интерес России.
Этот тезис, по понятным причинам, наиболее активно разрабатывают еврочиновники, официальные лица США и оппозиционные российские эксперты. Министр энергетики США Самуэль Бодман в середине февраля раскритиковал все попытки исключить рыночную конкуренцию в энергетической сфере. По его мнению, перспектива того, что Москва, Тегеран и Каракас могут договориться о ценовой политике, довольно тревожна. Потребители в таком случае будут совершенно не защищены (Tages Anzeiger, 20.03.07). «Развитие контактов между Россией и Алжиром нас беспокоит», — заявил комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс корреспонденту Herald Tribune. По его мнению, объединение поставщиков газа может привести к резкому увеличению цен на газ. «Газовая ОПЕК» перечеркнет все планы Брюсселя сделать страны ЕС менее зависимыми от отдельных поставщиков энергоресурсов. (Wirtschaftsblatt, 02.02.07, Süddeutsche Zeitung, 02.02.07). «Учитывая географическую близость России и Европы, эти страны вынуждены разыгрывать карту сотрудничества, а не противостояния. Что не мешает Путину использовать ситуацию, для того, чтобы наводить страх на европейцев» (Le Figaro, 02.02 2007). Бывший замминистра энергетики РФ и президент Института энергетической политики В.Милов считает создание «газовой ОПЕК» «провокационной игрой». Цель ее создания — запугать Запад и продемонстрировать способность действовать с позиции силы. (NZZ am Sonntag, 01.04.07).
Из числа представителей стран — главных экспортеров газа наиболее негативно идею газового картеля оценил, разумеется, министр нефти и энергетики Норвегии Одд Рогер Эноксен «При всем уважении я не представляю, как подобная организация может существовать. У Норвегии нет намерений стать членом подобного картеля» (Reuters, 09.02.07).
3. Создание «газовой ОПЕК» либо нежизнеспособная инициатива, либо это возможно в отдаленном будущем, пока же потребность в таком картеле отсутствует по экономическим соображениям.
Данное мнение формируется в основном экспертным сообществом. Дж.Стерн, эксперт по проблемам энергоресурсов (Институт энергетических исследований при Оксфордском университете), считает информацию об угрозе создания газового картеля под российским началом «полной ерундой». «Уже больше четырех десятилетий русские отказываются войти в ОПЕК, потому что не хотят, чтобы кто-либо ограничивал их полномочия в плане принятия решений. И нет никаких оснований считать, что с газом будет иначе», — говорит он. Кроме того, по словам Стерна, торговля газом — неподходящая область для долгосрочных договоренностей с фиксированными ценами, «особенно сейчас, когда цены на нефть и газ и без того высоки». По мнению Стерна, наиболее острые споры в Европе в ближайшее десятилетие будет вызывать не картель, а цены на газ для потребителей российского газа (NZZ am Sonntag, 01.04.07).
Похожее мнение высказывает представитель итальянского электрического концерна Edison, который до сих пор ориентировался на российский газ. «Картели создаются, когда цены низки, а спрос невелик. Но сейчас цены высоки, и производители газа зарабатывают так много, что они вообще не нуждаются ни в каких договоренностях»». (Frankfurter Rundschau, 09.02.07).
«Газовый картель имеет смысл создавать тогда, когда предложение превышает спрос», — считает Хайно Элферт, ответственный редактор «Энергетической информационной службы». Сейчас об этом речь не идет, но «вполне возможно, что через несколько лет все будет по-другому» (Мanager magazin online, 08.02.07). Аналогичную мысль высказал и министр энергетики США С.Бодман: «Через 20-30 лет рынок газа может стать столь же динамичным, как и рынок нефти, поэтому время для «газовой ОПЕК» еще не настало» (World Gas Intelligence, 07.02.07). Бывший глава ОПЕК Садек Боузена считает создание газового картеля маловероятным (Wirtschaftsblatt, 20.03.07). По его мнение, настоящим гарантом цен на нефть и газ останется ОПЕК. Глава производного отдела Немецкого банка Кристиан Кайнрат говорит о том, что создание подобной организации вряд ли произойдет в обозримом будущем. «Россия является неоспоримым лидером на мировом рынке газа и для подтверждения своей позиции не нуждается ни в каких союзах. А без России «газовая ОПЕК» не имеет смысла» (Wirtschaftsblatt, 19.02.07). Как заявил министр энергетики Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттия, его страна «не видит необходимости в создании газовой организации подобной ОПЕК поскольку ситуация с газом более сложная. Вместо этого мировые производители газа могли бы укреплять и развивать неформальный Форум экспортеров газа, который был создан еще в 2001 году (Gas Exporting Countries Forum, GECF)» (Reuters, 05.02.07). Он же: «Необходимости в создании такой организации нет, так как газ отличается от нефти». (Le Figaro, 06.02.07)
4. Планы создания «газовой ОПЕК» вполне реализуемы, это произойдет в ближайшее время.
Главным промоутером идеи газового картеля оказался Иран, верховный духовный лидер которого аятолла Али Хаменеи в конце января 2007 г. предложил России создать структуру, которая бы позволила двум странам сотрудничать в сфере добычи газа по примеру ОПЕК. В этой связи заслуживает внимания высказывания уже уминавшегося министра энергетики и природных ресурсов Алжира Шакиба Хелиля, которое отражает постепенную и существенную трансформацию риторики представителей стран — экспортеров газа. Как отмечает Reuters (19.03.07), «Шакиб Хелиль, который ранее выражал скептицизм, заявил в интервью алжирскому государственному информационному агентству APS, что идея газового картеля «остается актуальной» и будет обсуждаться на встрече в Дохе. Двумя днями позже Шакиб Хелиль заявил: «Производители газа могут создать комитет экспертов, чтобы изучить идею создания «газовой ОПЕК». Однако потребители уже видят в ней некоего монстра. Об этой идее стоит подумать. Организацию наподобие ОПЕК, разумеется, можно создать только тогда, когда рынок газа будет достаточно ликвидным». Министр также отметил, что идея «газовой ОПЕК» первоначально зародилась в странах — потребителях. Этот «монстр» был использован в качестве козла отпущения для решения их собственных проблем. «Именно потребители подсознательно хотели получить «монстра» и затем обвинить его во всех своих бедах». Так, жупел газового картеля был использован в качестве аргумента для создания французского энергетического гиганта путем слияния компаний Suez и Gaz de France. «Они хотели оправдать такое слияние ссылками на угрозу со стороны Алжира и России, — сказал министр. — Алжиру надоели постоянное выражение европейских сомнений в его надежности как поставщика энергоресурсов» (Reuters, 21.03.07).
По мнению министра нефтяной промышленности Ирана К. Вазери-Хаманех, идея создания «газовой ОПЕК» будет одобрена на встрече в Дохе: «Страны-экспортеры газа проведут не просто встречу, они, скорее всего, создадут картель» (Platts Oilgram News, 26.02.07). Министр намерен предложить, чтобы Форум стран-экспортеров газа был трансформирован в «газовую ОПЕК» (Global Insight, 02.02.07). По данным источника из министерства нефтяной промышленности Катара, на форуме в Дохе дали согласие принять участие министры Ирана, России, ОАЕ, Алжира и Египта. В то же время президент Венесуэлы У.Чавес выступил за создание южноамериканской организации стран-производителей газа. Президент Алжира Абделазиз Бутефлика в интервью EL Pais отметил, что «Не следует заранее отказываться это идеи газового картеля. Она заслуживает рассмотрения и обсуждения заинтересованными сторонами». Создание картеля из стран-производителей газа по модели ОПЕК «вписывается в тенденции, выработанные процессами глобализации, которые толкают производителей на объединение для защиты их интересов» (Le Progres, 14.03.07).
Из этих информационно-аналитических реконструкций (созданных всего лишь на базе работы с открытыми источниками но с учетом понимания нашей позиции по данной теме) видно, как сюжет становится метасюжетом — благодаря подключению к этому сюжету значимых персон и увеличению участников, включенных в метасюжетную историю. Кроме В.Христенко там появились: В.Путин, И.Иванов, А.Реус. Для российских масс-медиа главным моментом перехода в метасюжет стало появление в этом сюжете В.Путина. Когда к сюжету были подключены А.Пиебалгс, С.Бодман, У.Чавес метасюжет приобрёл глобальный характер.
Одновременно видно, как в отсутствие публичных высказываний тех, кто мог бы выступить десижнмейкерами в данном метасюжете, придав ему новую определённость, увеличивается число включающихся в сюжет опинионмейкеров, которые стараются максимально извлечь собственную выгоду из наличия такого сильного метасюжета и возможности личного присутствия или присутствия представляемой ими страны или организации в публичном пространстве.
Наглядно видны стереотипы масс-медиа, которые воспроизводятся всегда и везде. В отсутствие сильных десижнмейкеров, масс-медиа сами начинают выступать на публичном поле как интерпретаторы (опинионмейкеры), при этом их интерпретация всегда направлена в сторону наибольшей драматизации и упрощённого моделирования сюжета.
При этом с увеличением числа опинионмейкеров на игровом поле публичных коммуникаций начинает возрастать неопределённость. И по драматическим законам начинает востребоваться определённость. Важно не упустить момент, когда определённость пора вносить, и важно оказаться тем, кто выступит десижнмейкером, который и переведёт эту разогретую и неопределённую ситуацию в новую определённость.
Нам удалось продержать этот метасюжет в неопределённом и при этом активном состоянии до апреля 2007 года, где В.Христенко смог как раз выступить таким десижнмейкером.
Вот интервью, которое В.Б.Христенко дал корреспонденту «Независимой газеты» по поводу Форума и «газового ОПЕК».
Артур Блинов, Иван Горшков
Газовый ОПЕК — дело времени
Христенко считает, что картель — это лишь интерпретация журналистов
Представители Форума стран — экспортеров газа высказались вчера за дальнейшее укрепление сотрудничества между странами-участницами, однако не пошли по пути превращения ФСЭГ в формальный картель. Идея картеля не прошла, так как даже сами ее инициаторы пришли к выводу, что рынок к ней пока не готов. В очередном заседании форума, состоявшемся в столице Катара, приняли участие представители 15 из 16 стран, участвующих в его работе. При этом на пять стран — Россию, Иран, Катар, Венесуэлу и Алжир — приходится 72% мировых запасов природного газа и 42% его добычи.
В эксклюзивном интервью «НГ» министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что слово «картель» — это то, что все журналисты больше всего хотели услышать и от него, и от представителей всех остальных стран — экспортеров газа, собравшихся вчера в Дохе. «Что бы я ни говорил, что бы ни говорили мои коллеги, в результате интерпретации это начинает выглядеть только как газовый картель», — сказал он. По словам Христенко, речь идет не только о согласовании цен, но и о реализации инфраструктурных проектов и обсуждении других вопросов, представляющих общий интерес для сторон в условиях глобализации рынков энергоносителей.
«В ближайшие две недели начнется формирование Комитета высокого уровня под руководством России как страны, принимающей форум в будущем году, — сказал Христенко. — Мы думаем, что этот комитет будет на уровне заместителей министров или директоров департаментов. Именно этот орган займется определением важнейших для форума вопросов и определением тем, которые могут стать содержанием следующей министерской встречи».
Как разъяснил Христенко, у форума на министерском уровне есть неформальный исполком, который на практике не обеспечивает нужды организации. Поэтому комитет будет решать и то, насколько нынешняя организационная форма форума приемлема для ее членов в условиях глобализации. «Если комитет придет к выводу о необходимости новых форм объединения, то он же выработает соответствующие предложения, которые, возможно, будут рассмотрены в будущем году в России или позже», — резюмировал министр в интервью «НГ».
Интересно, что накануне катарского заседания представители Венесуэлы и Ирана высказались в пользу превращения форума в картельную организацию, однако уже в самой Дохе министр нефти Ирана Казем Вазири Хамане, подтвердив заинтересованность Тегерана в этой идее, высказал мнение, что формирование картеля — дело долгое. Министр электрификации и энергетики Египта Самех Фахми вообще считает, что предложение о создании картеля «не является хорошей идеей» и «мир не готов к созданию такой организации». По его словам, «никто не знает цен на газ». В ходе встречи какие-либо документы в пользу создания картеля не рассматривались и не подписывались.
Главной причиной сдержанного отношения к предложениям о создании картеля большинство участников заседания называют неприспособленность рынка — экспорт природного газа в мире ведется в основном по трубопроводам и на базе соглашений долгосрочного характера. В то же время отмечалось, что лишь такая форма торговли, как экспорт сжиженного природного газа (СПГ), может способствовать формированию газового рынка. В настоящее время лидером по экспорту СПГ является Катар.
Вместе с тем организатор встречи премьер-министр Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани высказался за укрепление сотрудничества стран — экспортеров газа, не предлагая какого-либо формального соглашения.
Источник: «Независимая газета», 10.04.2007, http://www.ng.ru/economics/2007-04-10/4_hristenko.html
Форум в Катаре получил, как и планировалось, большой резонанс. Итоги действий в публичном пространстве были подведены пресс-службой в следующей реконструкции:
Информационно-аналитическая реконструкция № 3
Форум стран-экспортёров газа в Катаре, 11.04.07. По материалам российских и зарубежных СМИ
Российские СМИ:
Форум министров энергетики стран-экспортеров газа в Катаре получил очень широкое освещение в российских СМИ. Все ведущие российские печатные СМИ опубликовали материалы, посвященные результатам Форума с комментариями В. Христенко, в частности «Независимая газета» вышла с эксклюзивным комментарием. Несколько ведущих изданий поместили публикации, связанные с Катаром на передовицы выпусков. Материалы, которые вполне адекватно отражают позицию России, опубликовали в том числе такие издания, как «Твой день» и «Комсомольская правда», которые обычно политические и экономические вопросы преподносят в скандальном ключе.
Ведущие российские телеканалы посвятили Форуму достаточно большой объем эфирного времени. Как отметила газета «Коммерсантъ» в обзоре ТВ-сюжетов, главным героем сюжетов стал глава Минпромэнерго. Общий хронометраж телевизионных сюжетов с участием В. Христенко на «Первом канале», «России» и «НТВ» составил более 33 минут.
Подавляющее большинство изданий зафиксировали отрицательную позицию России по поводу создания картельной организации. В некоторых СМИ этот тезис подкреплен комментариями В. Христенко в ходе пресс-конференции в преддверии Форума, которая, как отмечается, позволила несколько снизить напряжение. Аналогичное отношение к созданию картельной организации зафиксировали некоторые участники Форума в комментариях российским СМИ (прежде всего, представители Катара и Алжира).
В то же время ряд изданий отмечает, что между участниками Форума нет единой позиции по поводу будущего сотрудничества, однако нет и противостояния. По мнению СМИ, наиболее открытыми сторонниками скорейшего оформления картеля являются Иран и Венесуэла. Это объясняется, прежде всего, их политическими позициями. При этом две страны не относятся к лидерам в экспорте газа. В то время как «настоящие» лидеры — Россия, Алжир и Катар — придерживаются сдержанной позиции и заинтересованы в рациональных действиях, направленных на интенсификацию сотрудничества. В связи с этим, СМИ формулируют тезис о том, что России удалось продвинуть работу в рамках Форума, избежав при этом резких и непродуманных решений, которые могли бы вызвать раздражение Запада.
Зафиксировано организационное лидерство России. СМИ отмечают инициативу России по созданию группы высокого уровня, а также предложение по проведению следующего Форума в Москве. При этом в понимании задач этой группы существуют некоторые разночтения.
Так, многие издания все же склонны интерпретировать группу, как первый шаг на пути к, пусть не скорому, созданию «газовой ОПЕК». Следует отметить, несколько различные интерпретации того, чем будет заниматься группа. Большинство отмечают полный спектр ее функций, не фокусируя особого внимания на ценообразовании. Газета «Коммерсантъ» вообще вынесла ценообразование за рамки предмета группы, отметив, что участники обсуждают сферы влияния, а не цены напрямую. Однако некоторые издания именно это поставили во главу угла. Так, «Газета» в доказательство того тезиса, что группа — это первая ступень к «газовой ОПЕК» приводит такой тезис: ценообразование — это и есть ключевая функция ОПЕК. По мнению «Известий», участники и наблюдатели Форума воспринимают его как подготовку к созданию «газовой ОПЕК», причем в виде «мощного союза корпоративного типа, который бы смог диктовать цены и условия поставок газа на мировые рынки». Временем создания может стать Московский форум 2008 — прогнозирует пресса.
Существует не явно представленный тезис СМИ о том, что для России наиболее конструктивным вариантом было бы развитие непосредственного сотрудничества, прежде всего, с Алжиром и Катаром.
Мнения опрошенных изданиями экспертов разнятся. К тезисам, которые близки официально представленной позиции России можно отнести:
§ В функционал группы высокого уровня будут входить вопросы ценообразования. Однако в нынешних условиях, когда цены на газовом рынке формируются непрозрачно, а существующие исследовательские организации не позволяют изменить ситуацию, международная группа на уровне министров может способствовать повышению транспарентности и, соответственно, устойчивости газового рынка.
§ На данном этапе глобальный рынок газа отсутствует, поэтому основная активность в рамках Форума может быть направлена на обмен опытом и содействие взаимным инвестициям.
Критичные тезисы:
- Форум — это, прежде всего PR.
- Форум — это, прежде всего, площадка, на которой различные страны стремятся решить собственные геополитические задачи.
- Создание группы высокого уровня можно считать первым шагом на пути к созданию картельной организации, однако это будет возможно в будущем.
Западные СМИ
Форум получил широкое освещение в ведущих западных СМИ. Мнения различных изданий по поводу того, чем же стал прошедший Форум, разделились. В целом западные СМИ в большей степени, чем российские склонны рассматривать ситуацию с точки зрения геополитических интересов участников Форума, что неудивительно. Зафиксировано противоречие слов В. Христенко, представителей Газпрома и высказываний В. Путина.
Зачастую создание группы высокого уровня называется первым шагом на пути к созданию картеля. Однако сроки возможного оформления организации не определены. Перспектива пугает Запад, но большинство опрошенных западными СМИ экспертов, в том числе политических фигур (А. Пиебалгс, К. Мандиль) достаточно спокойно прокомментировали ситуацию.
Эксперты исследовательских центров также не склонны к далеко идущим выводам. Как правило, если утверждается, что картель все же будет создан, то речь идет о долгосрочной перспективе или о чисто политических интересах стран-участниц и, соответственно, чисто политических функциях этой организации. Высказывается мнение, что организация не будет походить на ОПЕК в полном смысле. Среди наиболее распространенных аргументов — особенности рынка газа. Комментарии министров арабских стран по результатам форума сводятся в основном к тому, что постепенно создать картель нужно, но это будет еще не скоро.
В целом интерпретации того, каков фокус деятельности стран-экспортеров в рамках Форума и на перспективу строятся вокруг трех ключевых срезов:
1. Геополитический срез
Западные СМИ отмечают заинтересованность Ирана и Венесуэлы в скорейшем создании картельной организации, объясняя это политическими интенциями этих стран. В отличие от российских СМИ, западные Россию относят, скорее, к этой группе стран. Это объясняется стремлением нынешнего руководства страны вернуть геополитическое влияние за счет энергетических ресурсов. Страной с наиболее рациональной позицией назван Катар, во многом в связи с наличием военных баз США на его территории.
Отмечено в том числе, что страны Запада в Форуме не участвуют, а многие его участники состоят в ОПЕК, что объясняет их в целом положительную реакцию на идею создания картеля.
В случае создания «газовой ОПЕК» наиболее зависима от его деятельности будет Европа, так как на сегодняшний день США практически полностью обеспечивают себя газом, а недостающую долю покупают у Канады.
2. Установка цен на газ
Отмечено, что одной из главных целей Форума и, соответственно, потенциального картеля должна стать работа по «отвязыванию» газовых цен от нефтяных с целью установления абсолютного контроля над их уровнем. Мощным стимулом к активизации работы по формированию «газовой ОПЕК» может стать падение цен на нефть. При этом большинство изданий фиксируют, что нынешний рынок газа не позволяет сформировать систему контроля над ценами, следовательно, будущее за формированием рынка СПГ.
3. Соотношение рынка СПГ и перспектив «газовой ОПЕК»
Несмотря на то, что большинство комментариев участников, экспертов и интерпретаций СМИ свидетельствуют о том, что формирование рынка СПГ и создание «газовой ОПЕК» тесно связаны в представлении многих заинтересованных фигур, в одной из публикаций встретилась несколько иная интерпретация. Так как Россия поставляет газ посредством трубопроводов, она наиболее заинтересована в скорейшем создании картеля, чтобы успеть воспользоваться преимуществами, которые дает эта организация до того, как будет сформирован полноценный рынок СПГ, который может подорвать основы «газовой ОПЕК». В этом же заинтересован Иран. Таким образом, западные СМИ, как и российские склонны выделять внутри участников Форума подгруппы по интересам.
В публикациях сделан ряд выводов, на которые стоит обратить внимание. Прежде всего, отмечено, что стремление стран-экспортеров газа к более тесной интеграции, развитию сотрудничества, обмену технологиями и активами, может существенно снизить роль западных транснациональных компаний, которые, как правило, являются соинвесторами в сложных проектах.
Россию к такого рода действиям, как координация сотрудничества стран-экспортеров газа в том числе в области ценовой политики сподвигло стремление ЕС сделать рынок газа конкурентным, отменив долгосрочные контракты.
Событие третье.
Январь 2008. Устав Форума стран-экспортёров газа
Метасюжет имеет для организаторов как положительные, так и отрицательные стороны. Запустив метасюжет, втягивая в него всё большее количество участников, мы сами лишаемся при этом возможностей управленческого воздействия и контроля. Игра на публичном поле начинает проходить уже не по одним, всеми установленным правилам, а в разных областях игрового поля — по разным правилам. Более того, некоторые люди и не подозревают даже, что они своими действиями участвуют не только во внутренней жизни своей организации, но одновременно совершают игровые ходы на публичном поле. То есть, что их действия однозначно втягиваются в метасюжетные интерпретации активными участниками метасюжета, и, главным образом, медиа. А запустивший метасюжет уже не в состоянии контролировать и даже замечать действия всех. Тем более, что не всегда и понятно — а кто ещё может стать невольным участником метасюжета?
Главной оказывается ошибка совершения целого ряда действий, для которых не было предусмотрено публичного сопровождения, и даже больше того с установкой на недопущение собственного выхода в публичное пространство. Нельзя прекращать участие в публичной игре, потому что игра уже идёт и в ней есть и другие участники, которые не договаривались молчать.
В результате в «Коммерсанте» появляется статья, появившаяся в результате комментариев неназванных источников Газпрома и правительства.
Наталья Ъ-Гриб
Картелю — место // «Газовая ОПЕК» может быть создана в июне
Как стало известно «Ъ», участники Форума стран-экспортеров газа, куда входит и Россия, планируют создать на его базе международную организацию, построенную по тем же принципам, что и ОПЕК. Устав новой структуры может быть представлен на седьмом форуме, который пройдет в Москве в июне. Но эксперты полагают, что в условиях противодействия со стороны США и Евросоюза «газовая ОПЕК» не скоро станет столь же влиятельной организацией, как аналогичное нефтяное объединение.
Вчера в Египте прошло заседание комитета высокого уровня Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), в котором участвовали специалисты из «Газпрома» и Минпромэнерго России. Официально повестка дня не оглашается: заседания комитета традиционно проходят за закрытыми дверями. В прошлом году глава Минпромэнерго Виктор Христенко пояснял, что в течение года на комитетах будут рассмотрены новые принципы ценообразования в газовой отрасли, а также пути взаимодействия с потребителями. Как стало известно «Ъ», основной вопрос, который сейчас обсуждает ФСЭГ,- превращение неформального клуба, у которого нет никаких централизованных органов управления и координации работы, в серьезную международную организацию поставщиков газа. Ее участники могут получить гораздо больше возможностей управления ситуацией на газовом рынке по аналогии с тем, как влияет на нефтяной рынок ОПЕК.
Источник «Ъ», близкий к правительству России, рассказал, что проект устава новой структуры еще в прошлом году предложил рассмотреть Иран. «Большая часть статей этого проекта, касающихся членства, органов секретариата и финансовых положений, почти полностью соответствует уставу ОПЕК»,- пояснил собеседник «Ъ». По его словам, 28 октября 2007 года на заседании комитета в Дохе (Катар) замминистра промышленности и энергетики РФ Анатолий Яновский принял к рассмотрению этот проект. Уже в ноябре отредактированный вариант был направлен на согласование в профильные министерства и ведомства России.
Источник «Ъ» в «Газпроме» подтвердил, что предложенный Ираном проект устава новой международной организации «во многом схож» с уставом ОПЕК. «Но это не окончательный вариант, поскольку необходимо учесть специфику газового бизнеса. Кроме того, ряд российских министерств высказались против принятия документа»,- уточнил собеседник «Ъ». Так, по данным источников «Ъ», отрицательные заключения дали МИД и Минэкономразвития из-за неочевидных экономических преимуществ и наличия возможных негативных политических последствий в случае поддержки инициативы Ирана.
Окончательно согласовать позиции участников ФСЭГ в отношении устава новой международной организации газовых экспортеров планируется в июне в ходе следующего заседания комитета. Оно должно пройти в Москве за день до седьмого ежегодного форума. Точная дата не сообщается.
ФСЭГ (Gas Exporting Countries Forum) был впервые проведен в 2001 году в Тегеране. Форум не имеет устава, четкой системы членства и постоянного представительства в какой-либо стране. В нем постоянно принимают участие Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. В некоторых встречах министров также принимала участие Туркмения. Норвегия считается наблюдателем. Целью организации является развитие взаимопонимания, одобрение диалога между производителями, потребителями, правительствами и отраслями промышленности, связанными с энергетикой; создание базы для исследований и обмена опытом; создание устойчивого и прозрачного рынка энергоносителей.
Официально в «Газпроме» инициативу Ирана не комментируют. Глава департамента Минпромэнерго Станислав Наумов сообщил «Ъ», что пока рано говорить о том, что на московской встрече может быть создана новая международная организация. «Переговоры о новых принципах ценообразования газа, согласование требований производителей и потребителей, а также рекомендации по инвестициям в газовую отрасль действительно обсуждаются. Однако рано заявлять о поддержке инициативы Ирана»,- пояснил господин Наумов.
Еще 28 января 2007 года высший руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. Президент России Владимир Путин на это предложение не ответил, но во время своего визита на Ближний Восток в начале прошлого года обсудил с эмиром Катара координацию действий в газовой сфере. Ожидалось, что о создании «газовой ОПЕК» объявят в апреле 2007 года в Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза.
Эксперты полагают, что в ближайшие годы международная организация экспортеров газа будет создана, но она не будет копировать ОПЕК. Максим Шеин из «Брокеркредитфинанса» напоминает, что в прошлом году после шестого ФСЭГ конгресс США рассмотрел вероятность возникновения угрозы энергобезопасности США в случае создания газового картеля. Зампред комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса Илеан Роз-Летинен тогда писал, что «создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США, а сама «газовая ОПЕК» — не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету». Таким образом, отмечает аналитик, если устав «газовой ОПЕК» будет представлен на московском ФСЭГ, это неизбежно приведет к новому витку обострения отношений США и России. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» полагает, что организация стран-экспортеров газа будет создана в ближайшие годы, но из-за активного сопротивления ЕС и США она не будет оказывать столь существенного влияния на мировые рынки газа, какое оказывает ОПЕК на нефтяной рынок. По мнению аналитика, экспортеры газа будут вынуждены пойти не по революционному, а по эволюционному пути постепенной консолидации усилий.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 9(3826) от 24.01.2008
И дальше эта тема, не будучи откорректирована представителями МПЭ и пресс-службы, спустя день появляется в редакционной статье «Независимой газеты»:
Головокружение от ОПЕКов
Спекуляции относительно создания новых мировых картелей приносят Москве больше вреда, чем пользы
В преддверии намеченного на июнь в Москве седьмого форума стран — экспортеров газа в России снова набирают популярность спекуляции относительно возможности создания газового ОПЕК. Пропагандисты этой идеи создают иллюзию, что сейчас отношения в мире в сфере торговли газом строятся неправильным образом. Что надо срочно создавать организацию, которая сможет диктовать странам — потребителям голубого топлива новые более высокие цены на газ. В этом случае Россия, экспортирующая ежегодно по 260 млрд. кубометров, сможет еще на несколько десятков миллиардов долларов поднять свои доходы от газового экспорта с нынешних 37 млрд. долл. в год. Параллельно время от времени Минсельхоз поднимает вопрос о создании зернового ОПЕК, также намекая на то, что Россия сейчас недополучает доходы от экспорта зерна из-за того, что мировые цены на него слишком низки.
Сторонники формирования этих картелей умалчивают, что создание подобных организаций мало того что выглядит нереализуемым, так еще и вред от них может превысить пользу.
Возьмем газовый ОПЕК. Сейчас формула цены на газ согласовывается на этапе до начала разработки конкретного месторождения и строительства к нему трубопровода. В противном случае, если потребитель заранее не связан ценовым договором и в последний момент вдруг откажется покупать газ по предложенной цене, инвестиции в месторождение и инфраструктуру могут не окупиться. Исключения могут делаться лишь для поставок сжиженного газа, который транспортируется морскими судами и соответственно в любой момент может быть перенаправлен из одного порта в другой, более сговорчивому потребителю. Вот только в мировом масштабе сжиженного газа поставляется на экспорт на порядок меньше, чем того, что идет по трубам. Это не позволяет экспортерам перейти к биржевой торговле основными объемами газа. Впрочем, никто не мешает экспортерам строить заводы по сжижению газа и пытаться создавать биржевой рынок сжиженного природного газа (СПГ) в мировом масштабе. Однако денег и времени на это уйдет уйма. И неудивительно, что там, где можно обойтись без строительства заводов СПГ, экспортеры стараются без них обходиться.
Разговоры же о создании газового ОПЕК в условиях, когда у России весь газ идет на экспорт по трубам по долгосрочным контрактам, в которых цена на газ привязана к биржевой цене на нефть либо зависит от политических симпатий российской власти, выглядят сотрясанием воздуха. Это скорее попытка провести недостаточно подготовленную психическую атаку на нынешних потребителей газа, заставляющая их опасаться российского газового диктата и искать альтернативы нашим поставкам. После этого не надо удивляться настойчивым попыткам европейцев и поддерживающих их США любой ценой построить конкурирующие с «Южным потоком» и другими российскими проектами газопроводы.
Источник: Независимая газета, 25.01.08.
Никто с нами не разговаривал, мы никому ничего не комментировали. СМИ начали коммуникацию друг с другом. Просто «Независимая газета» прочитала «Коммерсант» и высказала свою позицию. Так всегда происходит, если, как произошло в данном случае, другие участники метасюжета молчат. В данном случае молчали чиновники МПЭ, а вовлечённые в этот метасюжет журналисты пользовались правом единоличного голоса.
Следующая неприятность заключалась в том, что наша пресс-служба это пропустила при подготовке ежедневного аналитического обзора, и мы не сумели вовремя отреагировать. Пропустили потому, что хотя тема и метасюжет был, безусловно, наш, но Минпромэнерго упомянут там не был, а, следовательно, не была эта статья поймана поисковой системой. То, что нас не упомянули, тоже закономерно для метасюжетных игр в публичном пространстве: метасюжет стремится к размыванию имён.
В публичном пространстве пошла волна. «Коммерсант», который теперь уже оказался не один, а вместе с «НГ», находит новые документы, о том, что Россия предлагает Казахстану, Азербайджану создать организацию экспортёров газа. Они ей придумывают даже замечательное название МАННГО.
Наталья Ъ-Гриб
Россия смешает всем газы
// Газовики СНГ могут консолидироваться раньше мировых
В преддверии первого шага по созданию «газовой ОПЕК» на базе Форума стран-экспортеров газа Россия готовится создать сходную организацию в СНГ. На заседании комиссии ЕврАзЭС в начале апреля в Петербурге российская сторона предложит принять устав Международной ассоциации национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих природный газ (МАННГО). Если инициатива будет в целом поддержана, Россия сможет серьезно увеличить собственный вес в «газовой ОПЕК», представляя уже не только себя, но и другие страны СНГ.
В пятницу в ходе экономического форума в Давосе министр энергетики Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттийя подтвердил информацию «Ъ» от 24 января о том, что в рамках июньского Форума стран-экспортеров газа будет обсуждаться идея создания новой международной организации — газового аналога ОПЕК. По словам чиновника, об успешности этой инициативы говорить пока рано. Россия еще не высказала официального отношения к этой инициативе, выдвинутой Ираном. Однако уже начала подготовку к усилению своих позиций в «газовой ОПЕК», делая попытку консолидации производителей и транзитеров газа в СНГ в рамках собственной лоббистской организации.
В распоряжении «Ъ» оказался проект устава МАННГО, которая должна объединить «национальные неправительственные газовые организации и ведущие газовые компании стран, производящих и транспортирующих природный газ». Впервые это название прозвучало в конце октября 2006 года — с предложением по созданию организации выступило Российское газовое общество (РГО), возглавляемое депутатом Валерием Язевым, главным лоббистом интересов «Газпрома» в Госдуме. РГО и сейчас остается главным публичным идеологом проекта.
Вице-президент общества Олег Жилин рассказал «Ъ», что зарегистрировать МАННГО планируется в России, поскольку «эта крупнейшая страна по запасам газа обладает и самой протяженной газотранспортной системой в мире». Высшим органом власти МАННГО должен стать совет с ежегодно переизбираемым председателем, а исполнительным органом — секретариат, предположительно в Москве. Генеральным секретарем МАННГО будет работать человек, назначенный на этот пост на три года. Какое место в кадровой иерархии займет господин Язев, пока не обсуждается, заверил Олег Жилин.
Целью МАННГО, как говорится в проекте устава, является «создание условий для справедливого распределения доходов от экспорта газа между добывающими и транспортирующими газ странами, а также формирование общих инвестиционных источников по развитию газовой отрасли, в том числе поддержание надежности действующей системы магистральных газопроводов в странах-участницах МАННГО». Кроме того, предполагается «выработка рекомендаций по гармонизации законодательства стран-участниц МАННГО в области разведки, добычи, переработки, транспортировки, хранения и сбыта газа».
Для создания новой ассоциации достаточно, чтобы устав МАННГО одобрили представители двух-трех стран. Согласие на обсуждение устава дали Казахстан и Таджикистан, Белоруссия изучает документы, уточнил Олег Жилин. В первых числах апреля, на заседании парламентской комиссии ЕврАзЭС в Петербурге Валерий Язев предложит обсудить доработанный к тому моменту проект устава международной организации. По словам Олега Жилина, Украина — «единственная страна в СНГ, которая учредила аналогичную РГО организацию и не реагирует на предложения о вступлении в МАННГО». Вице-президент РГН объясняет это «политической неустойчивостью» в последние годы в стране.
В Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Оно создано в 2001 году для формирования общих внешних таможенных границ, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.
Играя лидирующую роль в МАННГО, Россия сможет в «газовой ОПЕК» представлять уже не просто себя, но и своих партнеров по локальной организации, в том числе двух производителей газа — Казахстан и Узбекистан, и страну-транзитера в Европу — Белоруссию. Но Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» полагает, что МАННГО может и действительно помочь решить ряд проблем «газовых взаимоотношений» в СНГ — путем «повышения уровня энергодиалога» в ходе регулярных контактов, площадкой для которых станет организация.
Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса», однако, отмечает, что перспективы развития МАННГО «довольно расплывчаты», поскольку ей, как «газовой ОПЕК», грозят серьезные внутренние противоречия. Различия позиций и интересов участников, полагает аналитик, могут создать сложности при определении консолидированной позиции. В то же время Валерий Нестеров уверен, что подобные попытки необходимо продолжать, поскольку «и Евросоюз начинался с объединения угля и стали».
Источник: «Коммерсантъ» № 11(3828) от 28.01.2008
Так в масс-медиа формируется повестка дня, и масс-медиа начинают, взаимно увеличивать собственные версии будущего. И строго по законам публичного пространства — масс-медиа представляют это будущее драматично и негативно.
И все уже забыли о том успехе, которую одержала Россия, когда ее представитель сказал, что надо анализировать не картельные формы организации, а механизмы образования цен на разных глобальных рынках, что нет одного рынка газа. Забыли всё то интеллектуальное содержание, которое мы попались зафиксировать. В результате мы откатились практически на исходные позиции годовой давности, которые предстояло вновь отвоёвывать.
Проанализированные истории демонстрируют возможности игрового поля публичных коммуникаций и его ограничения. Так, например, как в первой, так и во второй истории, хотя по содержанию событий они очень разные, мы можем видеть одно из основных правил игры на публичном поле, которое действует вне зависимости от того, имеем ли мы дело с российскими или же иностранными медиа. Даже если те, кто принимает реальные решения за рамками публичного пространства, или имеет такую возможность, при этом активно в играх публичных коммуникаций активно не участвует, игра на публичном поле по поводу происходящего не прекращается. Только в таком случае единственными игроками на нём становятся медиа. Их же позиция всегда будет строиться, ориентируясь на максимально большую драматизацию и негатив. Происходит это как из-за коммерческой ориентации СМИ, так и потому, что в отсутствие на публичном поле игроков, удерживающих прочную связь с пространством собственного (непубличного) существования, масс-медиа оказываются дезориентированными.
Эти выводы приводят нас к новому пониманию этического аспекта публичных коммуникаций. На обоих кейсах, в особенности на кейсе об 11 сентября, можно увидеть и ту этическую и ценностную проблему, с которой мы сталкиваемся, когда имеем дело с публичными коммуникациями. Понимание, что события 11 сентября, как и другие теракты, выстроены в логике перформанса, пришло ко многим аналитикам. И в то же самое время, у многих это вызвало отторжение, потому что кощунственно называть гибель людей «шоу». Но с нашей точки зрения, гораздо правильнее было бы сделать то, что практически не было сделано: понять это именно как игру на поле публичных коммуникаций и сделать некоторые выводы из этой печальной истории. Потому что террористы абсолютно грамотно использовали существующие правила игры. Они явно сыграли на том, что данное событие попадёт в информационную повестку дня и за его новостное, а затем аналитическое освещение начнут конкурировать различные экраны и позиции между собой, обеспечив, таким образом, этому событию публичное покрытие практически по всему миру. Они сыграли на желании интеллектуалов-аналитиков использовать это событие как повод для своего личного публичного выхода и попытке сконструировать собственную аналитическую позицию. На желании политиков использовать это событие для укрепления собственного авторитета. Всё это особенно в первые недели после события создало явно чрезмерно эмоциональную атмосферу. И, по крайней мере, 11 сентября террористы выиграли. Выиграли потому, что все остальные (кроме террористов) участники публичных коммуникаций не вполне осознавали как раз тот факт, что они в первую очередь — участники коммуникаций, а не политики, или представители медиа-бизнеса.
Нам не кажется конструктивной критика самого феномена публичного пространства и соответствующих технологий с этической или ценностной позиций. Ведь миссия публичных коммуникаций состоит в поддержании динамики социальных связей, постоянного их установления в новом типе социальности. А вопросы социальной ответственности, этики и ценностей решаются и реализуются уже каждым отдельным участником публичного пространства. Надо отдавать себе отчёт в том, что неучастие в публичных коммуникациях не приведёт к их исчезновению. Интернет-технологии (электронная почта, новостные ленты, блоги, подкасты, флеш-мобы) будут развиваться, преодолевая возрастные и социальные границы, увеличивая социальную динамику. Никакая критика или тем более цензура не сможет сдержать этот рост. И только ответственное и этически определённое участие в публичных коммуникациях может стать рациональным ограничителем этих технологий. Осознание себя участником публичных коммуникаций, осознание их принципов и правил игры, занятие осознанной публичной позиции — единственный способ контроля и ограничения технологий публичных коммуникаций, способ, при котором монополия в публичных коммуникациях становится невозможной.