Станислав Наумов:
Глава 2. Философские проблемы современных публичных коммуникаций
§1. Рамки рассмотрения коммуникации и её природа
§2. Публичность и публичное пространство. Ханна Арендт
§3. Понятие коммуникации. Никлас Луман
§6. Понятие «смысла». Г.П. Щедровицкий
§8. Агенты коммуникаций, новая элита
Коммуникации — сегодня важнейший инструмент изменений и управления в самых разных сферах человеческой жизни, деятельности и мышления. Поэтому современные массовые коммуникации являются предметом не только пристального внимания реальных управленцев различного уровня и профессионализации (социальных менеджеров, профессионалов в сфере связей с общественностью, политтехнологов, рекламистов, дизайнеров, корпоративных управляющих и т.д.), но и материалом для постановки наиболее интересных проблем философской мысли на протяжении прошедшего XX века и наступившего XXI.
В принципе, философия за последние сто лет, так или иначе, была связана с проблемой коммуникации. Это связано с тем, что практика коммуникации является, во-первых, сложноорганизованной практикой, а во-вторых, практикой, принципы и организация которой привели к революционным общественным изменениям.
В настоящей главе рассмотрены разные философские аспекты, в которых, так или иначе, рассматривается проблема коммуникации. При этом в связи с такой тесной связью развития философии последнего столетия с развитием коммуникативных практик, мы относились к различным философским концепциям разных авторов не только как теоретическим конструкциям или точкам зрения, но, и как к проектам для развития практики коммуникации.
Наша задача — проанализировать: как и какие проблемы ставились философами по поводу коммуникаций, как они их решали, какие проективные решения предлагали. И сопоставить это с теми проблемами, с которыми сталкиваемся мы сами в практике публичных коммуникаций. Как уже было подчеркнуто, наше обращение к философской мысли мы локализовали философией ХХ века. Именно на этот период приходится яркое выделение «коммуникации» как темы для философии и развитие философии коммуникации, а также стремительное развитие предметных областей имеющих отношение к коммуникациям (семиотика, новый взлёт герменевтики, коммуникационный менеджмент и т.п.), оформление коммуникативных практик и профессий. Проведя анализ философской мысли, мы остановились на пяти концепциях (позициях, понятиях), которые в современной практике публичных коммуникаций оказываются очень актуальными и эффективными. Далее мы покажем, в чём содержание и смысл этих позиций и как именно они могут быть использованы при работе в практике публичных коммуникаций.
Автор | Понятия |
Хана Арендт | Понятие публичности и публичного пространства |
Никлас Луман | Понятие коммуникации |
Мишель Фуко,Никлас Луман | Понятия «дискурса» (М.Фуко), генерализованных символических средств коммуникации (Н.Луман) |
Мануэль Кастельс | Представление о сетевом сообществе |
Георгий Щедровицкий | Понятие смысла и знания и возможности управления ими |
Однако, до обращения к каждой из этих концепций и позиций, мы должны определить те принципиальные рамки рассмотрения коммуникаций, которые существуют в современной мысли, по-разному определяя природу и сущность коммуникации, а также определить собственные рамки для дальнейшего исследования.