Станислав Наумов:

5. Событие и событийность

Развитие вопросов о действенной составляющей коммуникации получает своё продолжение в разработке понятия «события», начатого ещё М.Хайдеггером и продолженного многими философами. Тем же Луманом, поставившим различение событие/структура внутренним и конституирующим саму коммуникацию различением, или Жилем Делёзом в «Логике смысла» и Мерабом Мамардашвили в «Лекциях о Прусте», которые довели разработку понятия «события» практически до технологического описания его организации.

Объяснительным принципом существования коммуникации и её «дления» для Лумана выступает различение медиум/форма, которое для Лумана обобщается в различение события и структуры, которое позволяет выработать объяснение, «как события производят структуры, а структуры направляют события» [56,C.19]. Так Луман придаёт событию и его описанию статус условия существования коммуникации вообще, в том числе и условия появление смыслов в коммуникации и возможности выхода к работе с событиями, как техники управления смыслами [56,C.15].

Событие является одной из важнейших категорий современности, и категорией очень сложной и философски глубокой. Нам же в аспекте публичных коммуникаций требуется отметить только некоторые из аспектов этой категории. Для коммуникационных проблем важнейшим является указание на уникальность и неповторимость события, а так же на связку в событии реального соучастного действия и его описания [80]. То есть, понятие события, с одной стороны указывает на необходимость наличия, организации или имитации реального происшествия, как условия возникновения некоторого описания, высказывания вообще, как повод для коммуникации (в журналистике и практике масс-медиа существует такой термин, как информационный повод, обозначающий происшествие, которое даёт повод для написания публикации и её размещения, а также термин «информационная повестка дня» — которая является «списком» основных значимых происшествий-событий для сегодняшних публикаций). С другой стороны, понятие события указывает на то, что пространство высказываний является условием получения статуса существования в сегодняшнем мире. Если что-то и произошло, но не было описано вообще (даже его непосредственными участниками — то оно не может быть названо существующим. В пространстве публичных коммуникаций оно получает существование, только будучи опубликованным (описанным, обсуждённым).

Очень важной характеристикой события является возможность множественности его описаний, происходящих как одновременно, так и последовательно [80]. Причём, чем больше таких описаний-откликов, тем более существенным, значимым (существующим) становится происшедшее. Очевидно, что запуск таких общественных процессов, как специальная организация событий исключительно для того, чтобы потом они могли быть необходимым образом описаны, приводит к выдвижению на передний план такой ценности, как смена представлений или переописание. Опять же — это очень важное представление для понимания реалий коммуникационного пространства, порядок которого требует постоянных перемен в представлениях. Необходимость перемен фиксируется ещё и в такой характеристике событий, как их «сериальность» [36] или же «система событий» [80]. Процессы коммуникации протекают, связывая между собой события и высказывания, переходя от событий к их описаниям, и от высказываний к событиям. Сериальность событий связывается с такой конструкцией, как «путь» [59]. Событие и путь являются парными понятиями. Путь складывается из событий, а идентификация в публичном пространстве складывается не столько из отдельного события, сколько из цепи событий, из пути. Путь не прямой, основное в пути — событие. Событие есть поворот, поворот в смысле рефлексивное оборачивание и изменение направления движения вместе со способами движения. При этом в точке события поворот осуществляется по отношению ко всему пути и всем событиям, которые произошли раньше. В точке события присутствует всё прошедшее, которое перегруппируется, переструктурируется за счёт рефлексии. В точке события путь начинается заново. Важно здесь заметить, что мышление о мире в категории события начинает мыслить движении не в идее прямого и поступательного развития, а в идее поворота (первым философом «поворота» был Хайдеггер). Это становится важным и для публичного пространства коммуникаций, где выстраивание долгосрочных планов, прямого движения становится невозможным. Невозможным, поскольку мы начинаем иметь дело, как с создаваемыми нами, так и с другими, неконтролируемыми нами событиями. Но и созданное нами, инициированное нами событие, очевидно, будет иметь, во-первых, неподконтрольные нам полностью интерпретации-описания, а во-вторых, станет открытием нового повороты на нашем пути.

Событие — не только точка поворота пути, но и одновременно точка изменения представлений, в событии и в его описании происходит смена смыслов. Смысл как граница — «есть связующий элемент выражения и осуществления, он предстаёт как то, что случается с телами, и как то, что упорствует в предложениях» [36,C.157]. И событие, по Делёзу, — есть место выхода к смыслу, к границе вещей и слов, где происходит проблематизация и переорганизация вещей и языка (таким образом, событие становится важным элементом в техниках управления смыслами в публичном пространстве).

В целом событие и событийность в пространстве коммуникаций — это ответ на потребность коммуникаций в постоянных изменениях, связанных как с природой самого процесса коммуникации, так и с успехом общественных коммуникаций [56,C.16,22].

Событийность приводит и к формированию специального событийного дискурса, характерного для публичных коммуникаций. Этот дискурс требует отсылки события как к интерпретируемому в свете события прошлому этого события, так и возможному будущему продолжению события. Событие должно излагаться дважды во всём, так как оно — граница двух сторон, которые существуют в одно и то же время [36,C.52]. Событие дважды излагается в выражении. Оно излагается как будущее и как прошлое, то есть событие излагается как кульминация, завершение прошлого в настоящем события и как задающее, определяющее будущее [94,C.256]. Требуется также специальный нарративный дискурс описания этой кульминации и настоящего события. Событие — точка, где одновременно осуществляется ретроспективная рефлексия и проективное полагание. Событие также имеет двойное осуществление: оно есть осуществление, продолжение прошлого, его поддержание и сохранение, и одновременно начало будущего и разрыв с прошлым.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)