Станислав Наумов:

Начало моей третий год редактируемой книги. Готовьтесь к занятиям в летней школе

12/07, 22:53

Самостоятельные работы на тему профориентации

«Вместо ожидавшегося математика Александра Карлыча в класс вошел незнакомый старичок в чистеньком кителе. Он был хил, близорук и лыс. Вокруг лысины росли торчком бурые волосы, лысина его была подобна лагуне в коралловом атолле.

— Что это за плешь? — мрачно спросил Биндюг.

И класс загоготал.

— Э-мюэ… Эта? — спросил старичок, тыкая пальцем в склоненную лысину. — Это моя. А что?

— Ничего… так, — сказал не ожидавший этого Биндюг.

— Может быть, теперь лысые… э-мюэ… запрещены? — приставал старичок.

Класс с уважением смотрел на него.

— Нет, пожалуйста, на здоровье, — сказал Биндюг, не зная, как отделаться.

— Ну, спасибо, — прошамкал старичок. — Давайте познакомимся. Э… э-мюэ… Я ваш педагог истории, Семен Игнатьевич Кириков. Э-мюэ… Добрый день, троглодиты!

Слово было новым и незнакомым, и мы растерялись, не зная, похвалил нас старичок или обидел. Тогда встал Степка Атлантида. Степка спросил Кирикова:

— Вопросы имеются: из какого гардероба вы выскочили — раз. И чем вы нас обозвали — два. Это насчет троглодитов.

Троглодиты затопали ногами и требовательно грохнули партами.

— Сядьте, вы, фигура! — сказал Кириков. — Троглодиты — это… э-э-эм… э… допотопные пещерные жители, первобытные люди, наши, э-мюэ, пра-пра-пра-прародители, предки… ну-с, э-мюэ… А вы — молодые троглодиты.

— Это, выходит, я — троглодитиха? — грозно спросила Мадам Халупа.

— Ну, что вы! — учтиво зашамкал Кириков. — Вы уже целая мамонтша или бронтозавриха.

— Свой! — восторженно выдохнул класс».
/Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания»/

Однажды вы поймете, что состоялись как специалист в области публичных коммуникаций. К этому времени в вашем резюме будет показано продвижение по карьерной лестнице и появятся проекты, отмеченные наградами. Но должности и рейтинги имеют весьма опосредованное отношение к профессионализму. Профессионалом начинаешь себя чувствовать, разглядев, как устроены публичные коммуникации в целом. Когда понимаешь, что больше не зависишь от шаблонов и догм, можешь разрабатывать свои комбинации приёмов и даже создавать задуманные ситуации. В таком состоянии вполне может возникнуть желание написать про то, что знаешь и умеешь.

Вот и возникло…. Но чтобы заставить себя дописать, желательно изначально представлять, кто все это сумел бы дочитать. Во-первых, наша команда. Издание того, что когда-то было стенограммами коллективных обсуждений — отличный повод восполнить что-то до поры откладывавшееся и таким образом структурировать позицию под новые вызовы. Во-вторых, другие отечественные профессионалы. К их опыту и компетенции отношусь с большим уважением. В нашей стране как минимум несколько десятков человек имеют за плечами не меньший, чем у меня багаж. И могут легко написать такие же «мемуары» (и многие уже не по разу написали, поэтому у некоторых моих несостоявшихся издателей возникло ощущение повторного показа). В-третьих, это специалисты по связям с общественностью и органами государственной власти, решившие прочитать эту книгу как самоучитель по карьер-менеджменту в такой сложном формате как открытые коммуникации между властью-бизнесом-обществом. В их числе — слушатели ряда семинаров бизнес-школ и программ повышения квалификации, которым я обещал рано или поздно оформить наши лекционные импровизации о различиях в даче интервью и взятки в общепринятый вид пособия.

И, наконец, это «та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли» — студенты российских высших учебных заведений. Наиболее заинтересованные старшекурсники уже могут оформлять заявки на стажировку. Мой собственный стаж в общественных связях ведет отсчет с тех времен, когда студенты, поступавшие на специальность «научный коммунизм», стали смело именовать себя молодыми политологами . Именно в ту пору род наших занятий впервые стал управленчески — ощутим, а хозяйственно — актуален, хотя и не повсеместно (в отличие от бухучета и юриспруденции).

Книжка начинается, но страница уже заканчивается.… О чем все-таки пойдет речь на последующих страницах? Несмотря на привычную фразеологию, точно, – не о «пиаре». «PR» сдох. И даже – не о лоббизме. Про общественные связи – да. Про «джиар»? Может быть, не стоит раскрывать всю возможную интригу с игрой в привычные вроде регистры иностранных аббревиатур. Предположим, что книжка про «джиар в медиа». А если получится, то про публичные коммуникации как инструмент, систему, инфраструктуру общественного развития. Технология работы в них носит универсальный характер по отношению к любой другой технологии: «медиа-, гавернмент-, инвестор- и даже хьюман- рилейшенз».
Базовые версии GR (government relations) допускали, что не собственно публичные схемы могут не задействоваться в качестве основных и самостоятельных. Но сегодня техники GR всё чаще включают в себя заходы в публичное пространство, когда GR-задачи решаются посредством публичных действий. Потому что люди, находящиеся во власти, обладающие административным ресурсом, во-первых, как и остальные обычные люди, подвержены влияниям публичных коммуникаций, во-вторых, они всё чаще сами являются игроками и фигурами публичного пространства.

И не ловите корректоров на пропущенной иностранной терминологии, да еще без правильного произношения.

Если вернуться в начало 90-х, то очевидно, что это был момент не только старта, но и определенного разрыва . У пионеров публичных коммуникаций отсутствовала общая профессиональная база. И все же профиль ремесла складывался не только со скоростью перевода иностранной классики (впрочем, Сэму Блэку — наше отдельное пионерское спасибо). Он прорисовывался по мере прохождения через ситуации, значимые в масштабе страны, региона, города: «всенародные референдумы и свободные выборы, социальная ностальгия по-прошлому и борьба за власть между победителями, экономические реформы и финансовые аферы, интеграция в мировое сообщество и война с террористами».

Участие в новом проекте всякий раз требовало обновления инструментария. По мере контактов, неизбежно возникавших в рамках проектов , нарастала совместная компетенция. Углублялось самосознание и взаимное понимание того, как устроена наша славная и героическая профессия.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)