Станислав Наумов:

НЕТ римейкам, ДА ремиксам

16/07, 13:54

Как я и обещал участникам летней школы, начинаю делиться нашим коллективным опытом, наработанным за время существования Центра по связям с общественностью Минпромэнерго России. Постепенно буду выкладывать идеи, которые легли в основу моей книги о технологиях публичных коммуникаций. Мы договорились, что у нас формат свободных размышлений, поэтому готов принимать ваши «хотелки», и в режиме пин-понга обсуждать (как в онлайн формате на «школьных занятиях», так здесь, на блоге).

Как правило, мы имеем дело с одноразовыми технологическими решениями. Впрочем, если с дисциплиной ума все в порядке, то, как раз таки, дважды одну и ту же операцию повторять не надо. Например, не надо два раза рассылать по отдельным агентствам один и тот же релиз. Если редактор с первого раза не «зацепил», то вторичная рассылка будет выглядеть неприлично. Навязчивость на уровне форм упаковки сообщения не добавит вам харизмы ньюсмейкера, не говоря уже о девальвации несостоявшейся новости.


Для нас понятие «технология» лишено ритуального оттенка. Проверенное заклинание не каждый раз приводит к успеху. Само устройство публичного пространства настраивает на обратное. Опыт говорит, что не стоит переоценивать алгоритмы, которые можно воспроизводить из ситуации в ситуацию.

Во-первых, в публичном пространстве никогда не случается одинаковых положений. Во-вторых, в ходе игры команды тщательно следят не только за оснащением собственной работы, но и за тем, как обустроена деятельность других.

Удачная раскрутка действия вами сегодня завтра будет понята и присвоена другими. Стало быть, она перестанет быть вашим преимуществом. «Римейк»-техника может превратиться в недостаток, так как будет ожидаема и просчитываема.

Мы вкладываем в понятие «технологий» достаточно четкий смысл. Технологичное действие – это не обязательно повторяемое действие, но непременно объективированное. Для нас в технологиях важна не столько воспроизводимость действия, сколько его осознанность. Объективация дает возможность отслеживания последствий предпринятого. В самих последствиях важно выделять то, на что повлияли именно мы. Тогда мы сумеем точно определять, что же произошло без нашего вмешательства.
Объективированное действие может быть осознано настолько глубоко, насколько операционно оно было прописано до своего свершения. Без соблюдения данных условий публичная активность мало результативна.

Именно постоянный пересмотр объективированных форм наших действий помогает адекватно воспринимать настоящее и регистрировать происходящие перемены. На такой основе можно активно участвовать в происходящем (и, если необходимо, самим создавать перемены).
Вместе с тем, перемены на уровне принципов происходят достаточно медленно. Мы имеем в своём арсенале технологические принципы, на основе которых в каждой конкретной ситуации конструируем, строим конкретную и уникальную технологию. Это своего года «ремикс»-техника.

Кому интересно – готов подробно рассказать про три типа технологий, которые мы использовали и продолжали использовать в своей работе. 1) Технологии, которые можно назвать «линейными» или оперативными: потому что в нашей базовой схеме они привязаны к линейкам операторов (событий, экранов, позиций, знаковых конструкций). В конкретной ситуации мы оперативно выстраиваем технологию, собирая в различной конфигурации эти [линейные] элементы. 2) Пограничные технологии, или технологии, которые позволяют переходить из пространства собственного существования организации в публичное пространство и обратно. Их уже точно линейными не назовешь, скорее это «нелинейные технологии» по определению. 3) технологии целого – позволяющие нам удерживать картину целого на долгий период при разнородных действиях.

Разумеется, процессы не настолько отработаны, чтобы утверждать, что, мы всякий раз решаем ту или иную задачу точно по приводимому шаблону и при этом неизменно добиваемся успеха. Скорее наоборот, мы всякий раз просто обязаны увидеть ситуацию как новую. И, стало быть, осуществить необходимые технологические инновации. Собственно говоря, мы предлагаем отнестись каким-то образом к нашим наработкам, а потом попробовать «действовать по ситуации». Именно это и ценно в специалисте по связям с общественностью, как ни в каком другом специалисте: умению действовать быстро и точно даже в абсолютно новой для себя ситуации.

Как мы настойчиво подчеркиваем, требуемое состояние достигается за счет умения комбинировать компоненты самых различных технологий. В этом подходе — кардинальное отличие нашей «раскладки» от литературы, которая сначала научит вас писать пресс-релизы, потом организовывать пресс-конференции и заниматься медиапланированием, а где-нибудь в конце расскажет о пресловутом антикризисном пиаре. Все это «че-пу-ха»!

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)