Станислав Наумов:
Story из нашей жизни
16/07, 14:01
На первом занятии летней школы коммуникативных технологий мы с коллегами обсуждали способность PR специалиста работать в метасюжетах, где я поделился с присутствующими историей о классическом сюжете из разряда «так нам и надо» (кто был, тот понимает, о чем речь).
Как я уже говорил, сюжет с законопроектом «О торговле» особо интересен своей незавершенностью, так как точно понять на каком этапе пути мы сейчас находимся с точки зрения а)публичного пространства, б)административного пространства, которое и формирует некий запрос на свою версию в публичном пространстве, пока достаточно сложно. Эту тему, уже ретроспективно, с оценкой проб и ошибок, мы подробно обсудили.
Не учитывать роль метасюжетов в проектировании публичных коммуникаций – подобно проведению операции при помощи подручных инструментов в то время, когда весь мир уже давно перешел на использование новейшей медицинской техники.
Во-первых, конструкции метасюжетов вызваны самой тенденцией развития публичных коммуникаций, как нового пространства существования, и пониманием принципиальной невозможности тотальной подконтрольности этого пространства какому-либо одиночному агенту публичной коммуникации. Это приводит к выстраиванию новых инструментов самоорганизации и организации среды вокруг себя в пространстве публичных коммуникаций – главным из которых являются истории (Story): их создание, продолжение, участие в них. Само пространство публичных коммуникаций принципиально неуправляемо, поэтому, входя в него, мы не можем рассчитывать на то, что сможем туда зайти с предварительно промысленным проектом, полностью реализовать его и контролировать.
Реально мы входим в определенную историю и взаимоотношения. Единственное, чем мы можем управлять в публичном пространстве – это историями! Мы можем эту историю продолжать. В отличие от сферы управления мы не можем контролировать всё публичное пространство, но можем продолжать (сочинять) эту историю, структурируя и создавая, таким образом, ближнюю, если не до конца управляемую, то по крайней мере понимаемую среду вокруг себя.
Войдя в публичное пространство, начав собственную историю, или став участником уже начатой кем-то когда-то истории, мы обрекаем себя на её продолжение, на то, чтобы продолжать сочинять ту историю, в которую мы вошли, понимая, что все остальные участники в ней тоже активно действуют, сочиняют свою историю и вносят в неё свои собственные изменения. В этой ситуации для агентов публичных коммуникаций метасюжет – один из видов историй.
Во-вторых, метасюжетные технологии появляются в ситуации возрастания значимости коммуникационных действий для самых разных организаций (от глобальных корпораций до маленьких региональных компаний, от государственных организаций до отдельных частных персон). Особенно заметными и жизненными эти ситуации становятся для лиц, работающих в пиар, маркетинговых или имеющих какое-то другое название коммуникационных службах организаций или коммуникационном консалтинге. Именно для них становится наиболее заметным принципиальное изменение роли коммуникаций – от сопровождающей и сервисной службы к составляющей стратегического управления.
Метасюжет для коммуникационных служб становится эффективным инструментом стратегических коммуникаций. Но: работа с метасюжетами нужна, только если у вас есть сложные стратегические программы и проекты, в работе, где PR соединяется со стратегической деятельностью (и часто и с деятельностью GR). Метасюжет создаёт большие стратегические и организационные последствия: это и задаёт этот «мета» (метасюжет и метаплан). Как любая история – метасюжет имеет протяжённость.
И как любая история он не начинается ниоткуда. При его создании, запуске, как правило, метасюжет опирается на существующие контексты или события. Так, например, для метасюжета «Энергоэффективность и энергобезопасность» в конце 2005, начале 2006 гг. исходно контекстными были политические метасюжеты, связанные с Украиной и с Грузией, и сюжеты, связанные с разнообразной нестабильностью (например, холодная Зима).
Будучи запущенным, начатым, метасюжет требует постоянной организационной поддержки. Неорганизованных метасюжетов быть не может по понятию. Есть размытые, неорганизованные контексты, живущие сами по себе. А метасюжет требует постоянной организации. Он не обязательно вами должен быть организован, он может быть организован кем-то другим, но он должен быть организован. Он не живёт без организации, как внешней, так и внутренней. Изнутри его организацию обеспечивают персонажи метасюжета, поддерживающие своими действиями историю и развитие.
Если удаётся создать такой организованный в виде истории с персонажами контекст, то дальше метасюжет начинает работать по принципу «пылесоса», засасывая в себя всё, что попадает в его орбиту действия: новых персонажей, события, персонажей, которые начинают интерпретировать эти события. В принципе пылесос работает целенаправленно. Но иногда в него попадает и нечто помимо планов запустивших этот метасюжет. В этом его опасность. Но она компенсируется тем, что, создавая метасюжет, мы значительно увеличиваем силу контекста.
Теперь про публичное и административное пространство: Работа с метасюжетами — это игра, деятельность, требующая игрового мышления. У организатора метасюжета помимо узкопрофессиональных заготовок должно быть глубокое видение и разнообразный, часто, как кажется, бесполезный набор контекстов, чтобы можно было начинать игру в них. Внутренний представитель организации, чиновник — играть не может. Он действует в чётко заданных рамках. Вот он видит, например, что было 90 документов, а стало 75. Он говорит: «Произошло укрупнение». И всё. А коммуникатор должен сказать иначе, например: «В результате конструктивной и содержательной работы удалось сократить количество документов, регламентирующих процесс формирования пространства и оптимизировать структуру, увидев более серьёзные связи между такими-то и такими-то блоками».
Коммуникатор должен играть в это мышление, генерировать и провоцировать вопросы журналистов. Журналистам нужна не просто история, а История(!) с прошлым и будущим, история, у которой может быть развитие. И если такую историю не напишем мы, то журналисты напишут историю, как сами понимают, либо как им в принципе надо писать (и не обязательно это «надо» заказано извне). Потому что мир ждёт большого чуда. И оно должно произойти. А чудо можно только придумать. И только в рамках метасюжетного моделирования оно может появиться. Если историю с чудом не придумали вы, то её за вас придумают другие.
Готов обсуждать наиболее актуальные (как для нас, так и для вас) сюжеты сегодняшнего дня. Впереди у нас онлайн обсуждения «Черкизово» и «Пикалево». Встретимся в школе!
- Метки: игровое мышление, коммуникация, метасюжет