Станислав Наумов:
Обсуждение Презентации Сергея Новикова
28/08, 18:55
Наумов : Я буду краток, как сказал Чехов. Доклад великолепный, очень значимый для школы коммуникативных технологий, поэтому я считаю, что нет смысла обсуждать некую тактику действия государства по отношению к автомобилестроителям и по отношению к автомобильному рынку. Это надо делать не здесь, а в таком ключе не со мной. Надо поменять тогда что-то и сказать, что это не ШКТ, а школа автомобилестроителей, школа розничной торговли, международных аукционов и т.д.<…> Это вот очень хороший метод, но хочется взять в руки скальпель и начать все это резать по живому. Что я услышал. Я услышал, что есть метасюжет антикризиса. Вот коллега фиксировал, что позиционировать коммуникативное сопровождение промышленной политики надо не в сюжете кризис. Надо находить новые рамки, в которых вести этот рассказ.
…Потому что в рамках метасюжета антикризиса прозвучало такое смодерированное, новое политическое суждение, что хватит нам раздавать по 25 миллиардов. И мы понимаем, что это будет для Минпромторга как для ньюсмейкера, ограниченного в своих правах с точки зрения комментариев, т.е. решений более высокого уровня — это будет сюжет с критичестким уровнем, т.е. нас будут цитировать, у нас будут публикации, но хоть раз сказали, что дали 25 и мы уже начнем проигрывать не на линейке новостей, а на линейке мнений о том, что: «у вас нет никого, кто мог бы придумать, например, аналог продажи системы «Тойота» или аналог продажи системы «митсубиши». Вы про это что ничего не знаете?
Функция специалиста в отделе коммуникативных технологий состоит в том, чтобы быть открытым для подобного рода фантастических проектов. Но надо обсуждать их не здесь и не с ним, и не с подобным специалистом. А то он тоже начинает думать, что у него есть дефицит в объяснении. Что он, судя по тем фактам, которые оказались важными на этой презентации не сможет в ближайшие полгода внятно позиционировать свою организацию в публичном пространстве с объяснением того, что произошло после «…» августа. Я просто объясняю. Я хочу показать, чтобы было понятно, чем хороша эта история. Не тем, реалистична эта история или не реалистична, а тем, что она возникнет в той или иной версии и придется примерно по поводу этого давать свои объяснения – почему вы не смогли предложить такого типа проектные решения. Т.е. почему вы предложили то проектное решение, которое, с точки зрения общественного мнения, уже не одобряется. И, самое главное, почему вы, предлагая проектное решение, не предусматривали такую связку с общественным мнением, которая есть в такого типа проектах.
Новиков: Мы обеспечены, мы готовы работать за зарплату в месяц, славы не нужно, там один генерал на заводе спросил: «Может вам слава нужна?». Мы говорим: «Слава не нужна». Мы вам все делаем. Если не надо, то мы уйдем спокойно и будем продолжать заниматься своими делами. Поэтому «кто-то» сказал: «А вот вы хотите весь выпуск под себя забрать». Ничего мы не хотим. Вот вы принимаете благотворительность – принимайте.
Наумов: Алена как вы считаете насколько эта презентация может стать вероятным наброском возможного развития сюжета про автопром в ближайшее время в рамках метасюжета антикризиса?
Шипилина: На самом деле я согласна с вашим замечанием на тему того, что наверное надо рассматривать и, в том числе, мы должны предлагать новые пути решения каких-то проблем. Вот есть замыленные сюжеты…
Человек: Вы предлагаете или предполагаете?
Шипилина: Мы предполагаем. И может быть мы как Минпромторг будем на управленческом уровне в административной плоскости будем предлагать что-то нестандартное.
Наумов: Вы согласны, что потихонечку поднимается тема утилизации?
Шипилина: Она вовсю поднимается.
Наумов: я слышу, что потихонечку в публичном пространстве завоёвывает место новый сюжет об утилизации, который очень похож на то, что мы сейчас про аукцион говорим, т.е. как вы будете мотивировать людей участвовать в аукционе. Точно также вы можете поставить себе задачу мотивировать людей на участие в программе утилизации. Этот проект не фантастичнее, чем побудить человека что-либо сделать. Не менее реально.
Человек: Нужно новое оборудование, целая серия – это время.
Наумов: Есть новый десижнмэйкер Минприроды, который сейчас будет двигать прогресс дальше.
Шипилина: Порядка года назад сформулировали одну из задач в публичном пространстве как обновление автопарка. Все наши предпринимаемые меры – это может быть как поддержка того или иного, но косвенно это обновление автопарка, потому что значительная доля автотранспорта старше 20 лет. И утилизация это как раз сюжет про обновление автопарка. Это наш старый сюжет, но в новой интерпретации. Просто Минприроды дал сейчас некий толчок для того, чтобы об этом заговорили. А мы сейчас включились. Минприроды перетягивает у нас эту тему. Мы говорим, да у нас организована рабочая группа на нашей площадке, да Минприроды на этой площадке озвучил одно из предложений среди прочих многих, но через две недели Минпромторг комплексный свой подход озвучит.
Наумов: Чтобы было понятно, что хорошо, что вот не вас критикуют а смежное министерство. К чему я это говорю – не надо тянуть все на себя. Вы не можете всем этим заниматься. Если вы работаете в министерстве, то занимаетесь кем-то и этот кто-то достоин и славы и всего в этом смысле. Ну если особенно вы не просчитали все риски связанные с поведением того потребителя или того участника этой программы, у вас нет исследования. В свое время, у банков, которые активно кредитовали приобретение новых иномарок, были четко просчитаны тренды, они четко понимали когда и сколько человек получают какую зарплату, как они делятся ею. Тогда можно этим заниматься. Если у вас этого исследования нет, если вы не уверены во всех аспектах этого процесса – то зачем на себя это перетягивать? Пусть они разбираются. Ваша задача, чтобы тогда, когда будет сформирован консенсус на эту тему и когда вы проверите, что никаких рисков, связанных с негативной реакцией властных структур по поводу вашего доклада не будет, тогда перетягивайте на себя. Тогда добивайтесь, чтобы ваш министр, а не министр другой представлял доклад первому лицу. Когда вы все точно просчитали. Берите пример с программы донорства крови. Они сначала со всех кровь взяли, замеряли ее на все, а потом уже говорят. И им в голову не приходит перетягивать, сидят себе и работают нормально.
Наумов: Алена как вы считаете, почему люди на утилизацию могут не пойти?
Шипилина: Не пойти? Вы сейчас хотите, чтобы я определила сейчас критичные моменты, которые могут возникнуть?
Наумов: Вот чего вам не хватает сегодня, в понимании того, как раскрутить программу утилизации, если программа кредитования подвергается некой, пока тихой, но, не исключено, к концу года, возможно, более громкой, критике.
Шипилина: Может я тут немного пропустила про средства – самое главное, что заботит любого – кто за это будет платить. Потому что любая инициатива должна кем-то оплачиваться. В том числе и утилизация. И не понятно кто возьмет на себя расходы: производитель, дилер, сам потребитель. И не дай Бог, чтобы эта инициатива оплачивалась потребителем. Тогда программа сразу не пойдет, ее не примут. Я имею ввиду публичное пространство. Это первое.
Наумов: Т.е. у вас сейчас обратная версия того, что на том занятии потребитель хотел Мерседес даром, а теперь он хочет, чтобы кто-то этот Мерседес у него уже забрал и тоже даром.
Шипилина: Это если у него есть опасность, что он за это будет платить. Т.е. он за это платить вряд ли пойдет. А второе, я думаю, весьма тоже критичное – страх всего нового. И быть первым. А вдруг не сработает? И у меня заберут мою машину, которая сама стоит 30 тысяч, и у меня нет денег на то, чтобы при вложении пятидесяти, еще 350 своих внести. Этот есть риск. Я считаю, что главное это, когда будет определено на административном уровне, тогда это можно будет выносить в публичное пространство, если это не касается самого потребителя и непосредственно его кармана. Если это будет касаться, то тогда надо находить аргументы, для того, чтобы убедить, что это сюжет про экологию, сюжет про обновление автопарка. Это тогда другие механизмы.
Наумов: Вы считаете, что кто-то, заботясь об экологии отдаст свою машину? Мне интересно. Вы же с журналистами будете об этом говорить. Это некое обращение от Министра промышленности и торговли: всем, кому не безразлична окружающая среда – сдайте свои машины. У вас сейчас реальный вызов. И вы не можете на свою субсидию побудить людей пойти и сдать машины.
Шипилина: Есть очень четкая проблема, которую мы как Минпромторг не может пока снять и не сможем ее снять в публичном пространстве. Эта проблема заключается в том, что никто не снимает риски с банков. Они находятся в сложной ситуации и заставить их сейчас выдавать эти кредиты на более мягких условиях очень сложно. В целом программа практически идеальная. Сложность в том что не всем выдаются эти кредиты. Стоит проблема отказов, а не проблема обращения. Люди обращаются. По вчерашнему опубликованному опросу ВЦИОМ 60% населения страны говорит, что знает об этой программе и положительно ее оценивает. Но только 9% готовы принять в ней участие.
Человек: А чего ВЦИОМ то, этим занимался?
Шипилина: Тема — автопром. Поддерживать автопром российский или нет. И ряд параметров оцени. А знаете ли вы про то, что делает Правительство. А знаете ли вы, что есть вот такая программа и как вы к ней относитесь.
Слушатель: они говорят, что 36% считают, что в некоторых ситуациях, например бездорожье, российские машины лучше иномарок. 35% полагают, что при отсутствии денег на иномарку, можно купить и отечественную. И только 16% наших сограждан настроены против нашего автопрома. Уверяют, что лучше ходить пешком, чем ездить на машинах нашего производства. И еще 39% считают, что он станет локомотивом экономики, 29% тоже положительно, если не ударит по карману водителя и 19% нет, что не конкурирует с рынком иномарок.
Наумов: Кстати произошла очень знаменательная вещь в условиях кризиса. Процент продаж российских автомобилей поднялся с 23 до 30. Т.е. есть небольшое уже сдвиг. Было 80%, потом 49, потом 39, потом меньше и меньше. Есть сдвиг. В том числе запуск нашей программы. В чем ее минус? В том, что нет у людей 15%. Нет, чтобы взять и отнести в банк. Нет первоначального взноса. Они бы и рады, но у них просто нет. Поэтому им надо без первоначального взноса дать. Надо просто написать две бумажки и пойдут люди.
Слушатель: Все мы сдадим машины, потом сами за них заплатим. Получается так: давайте поддержим программу, сдадим машины, сами за них заплатим и похороним. Если у них нету 15% откуда они их потом возьмут?
Наумов: вы сейчас не про механизмы спорите, вы спорите про отношение. Решается некая проблема вовлечения большого количества людей в управленческий проект, инициированный нашим министерством. И больше ничего. А что это, это может быть бесплатная раздача шприцов против чего-нибудь. Вопрос – что надо сначала сделать специалисту отдела коммуникативных технологий, какого уровня понимание ситуации у него должно возникнуть, прежде чем он выйдет куда-то и начнет сталкиваться, в том числе с тем, что называется результатами опроса общественного мнения, которые сразу предъявляются. И тогда возникают вопросы: а со стариками что делать? А с теми, кто пешком ходит что делать? Вот им и надо говорить, относительно машин. Автопром является базовым сюжетом вашего коммуникативного сопровождения на протяжении уже 6 лет. И тогда непонятно, а что вы кому продаете? А вы знаете, что такое Суперджет? А он вам уже нравится. И вы не обращаете внимания на едкие замечания, что у него низко турбина расположена, что аэродромы у нас плохие. И вы выстраиваете цепочку аргументов почему лучше его, нет ничего.
Ответ на мой вопрос Алене сейчас прозвучал, в дискуссии. Если вы тянете людей на первоначальный взнос, то ничего не будет все равно, не тем занимаетесь. Вы диагностируете некий рост критики в общественном пространстве вашего проекта, причем критики содержательной, не основанной на данных общественных опросов, а на конкретных данных. Обратная связь отдела коммуникативных технологий состоит в том, что надо поискать, в той же самой блогосфере, как наиболее доступной форме средств массовой коммуникации для вашего представителя целевой аудитории, потенциального заемщика – нового, потенциального, владельца автомобиля, совокупность их объяснений.
Шипилина: На самом деле мы делали это по Программе 350, мы делали выкладки публичного пространства, потому что эти проблемы были озвучены в СМИ. Просто брали конкретных людей у банков: а почему у вас не получилось? Эти проблемы были зафиксированы.
Наумов: Вы же отдел коммуникативных технологий, вы же не только с медиа работаете. У вас специальность сложная, ее так наименовали, чтобы СМИ у вас много места в голове не занимали. Мне кажется, что вам сейчас надо подумать о неких специальных акциях, которые бы дали такой срез, который бы вы доложили Алексею Львовичу Рахманову, доложили бы Виктору Борисовичу Христенко и был бы понятен публичный риск, уже диагностированный, на схеме, переложенный на потребителя, на ту самую целевую аудиторию, который дальше становится предметом для изменения позиции министерства в отношении этого проекта. Что возможны новые варианты решения этой проблемы. И по их поводу в министерстве должна дорабатываться определенная позиция «а как вы к этой идее относитесь?». Она есть, судя по энергии ее авторов они пробьют себе дорогу куда угодно.
Слушатель: Я бы хотел в рамках производственного проекта обратить внимание на одну вещь, которая мне очень близка, как одному из покупателей автомобилей в нашей стране. Вопрос вот в чем: есть такая ситуация, когда молодые люди первую свою машину покупают б/у семерку или шестерку ВАЗа с большим пробегом и я был в их числе. Я честно могу сказать, что никогда не знал заранее заведется она или не заведется. И пойду я пешком или поеду на машине. Ездя по пробкам я не знал – встану ли я в этой пробке или доеду до конца. И до сих пор эти моменты вызывают во мне содрогание. И что важно. Я вполне допускаю, что если бы я сел в б/у иномарку с таким же пробегом и такой же старостью, то возможно я имел бы похожие проблемы, но первую машину я купил все-таки семерку, как и большинство людей в нашей стране. И очень важно сделать переход сознания от того, что та б/у машина, которую вы вспоминаете с содроганием и та новая машина, которую вы можете купить, это совершенно разные вещи. И вы не получите весь тот комплекс проблем, которые купили на свои первые 30 тысяч рублей.
Наумов: Я просто обращаю внимание на то, что нам удается работать в таком комплексном подходе и мне кажется, что походу вырисовываются идеи, что сейчас запустить на блог Рахманова, как на площадку рассуждений. Наверное сейчас надо, ближайшим постом, Алексея Львовича запустить идею «Эй кто там ходит пешком – почему не хотите купить?». Там могут быть элементарные опросы, посмеяться на теми кто ходит пешком.<…> Надо давать не отдельное сообщение, надо давать доступ к инфраструктуре, которая всегда способна дать тот ответ по поводу того вопроса потребителя, который всегда есть в голове. Сначала вам надо продумать некую конструкцию, когда вы про блог Рахманова говорите там, где люди зацепятся и где у вас не только за свободой выбора люди придут. Вам надо продумать кампанию по запуску этих дискуссий на этих ресурсах, с возможностью для всех дискутируя получать некоторые комментарии со стороны Рахманова. Мне кажется, что дальше вам, вы про телевизор тут любите говорить, надо попробовать добиться хотя бы одного какого-то сюжета на том ресурсе, который поддержит интерес целевой аудитории к работе на форуме у Рахманова. И дальше не давайте там говорить про все, это бесперспективное занятие. Попробуйте тогда провести эту компанию и то, что мы сегодня говорили про гос. услуги и завтра будем обсуждать, как сервис по гос. услугам размещать. Попробуйте сделать так, чтобы блог был полезен, чтобы блог Рахманова был полезен с точки зрения возможности, более активным участникам дискуссии на себе все это дело проверить. И с точки зрения заполнения в тестовом режиме заявления на кредиты и с точки зрения скорости, с какой человек может пройти всю процедуру утилизации. Это называется «идея одного окна», только сделайте его электронным. Пусть люди расскажут вам свои результаты. Виртуально получилось сдать машину в утиль. Если кому интересно, у меня во дворе стоит старый «Москвич». Непонятно откуда, непонятной чей. Но его никто не трогает, потому что вокруг него удобно ставить автомобили. Вот это был пример. А может кто-нибудь расскажет как утилизовать этот автомобиль? А кто-нибудь придет и выяснит чья это машина? И что надо было бы сделать тому, чья это машина и как ее утилизовать и что-то купить новое. И тем самым занять место в обновленном парке. Вот сейчас он стоит мертвый и конкуренции нет. А как только его уберут – все станут бороться за это место.
Шипилина: У нас пока нет модели каким образом будет выглядеть концепция утилизации. Просто его в управленческом решении пока еще нет.
Наумов: Так вы сделайте слепок с того, как кто-то делал. У вас же эксперименты, понимаете? Вы можете с Рахмановым договориться о том, что вы не буфер между ним и между СМИ, а вы отдел коммуникативных технологий, который соавтор его управленческого проекта. В этом смысле, который с самого начала управляет рисками связанными с обратной связью, связанными с общественным мнением.
Сергей Сергеевич: Как ни парадоксально, при том что был дефицит автомобилей, на них писались годами, их не хотели покупать. Об этом уже мало помнят. И в то время, малообеспеченные граждане были сами себе и слесарем и механиком и т.д. И это плюс. И сейчас есть много людей, малообеспеченных, которые будут покупать наши автомобили. Но в общем не будем о Жигулях. Здесь почему у нас автопром ушел в область Тольятти. Я завел эту тему, потому что вы абсолютно не используете дилеров. Соберите дилеров, объявите дискуссию и т.д. Помимо тольяттинских автомобилей у нас куча российских есть автомобилей, которые считаются российскими, т.е. произведены на территории РФ.
Вы попробуйте подключить дилеров к этому делу, попробуйте устроить на блоге дискуссию. У нас был опыт работы с дилерами, большая, очень большая была встреча в 2001 году, тогда все говорили о продажах. А ведь дилер продает не мономарку, он продает разные марки автомобилей. И когда мы с ними обсуждали, т.е. мы для них в 2005 году сказали: «Тот кто оседлает рынок вторичных автомобилей, в России, т.е. если вы придумаете что-то новое..» это будет шагом к утилизации. Соберите с инициативой этих дилеров, соберите их в МинПроме, обсудите с ними предварительно через сайты и т.д., и т.д. А потом уже за круглый стол, позовете прессу, как хотите.
Наумов: У вас есть риск реализации кредитной программы для народа, из-за того что вы не всех участников этого процесса сегодня вовлекли в публичную коммуникацию. И не все у вас являются теми opinion maker’ами, которые могли бы повысить некий градус в рамках которого можно было бы стимулировать посещение населения банковских учреждений.
Гипотеза должна быть построена следующим образом: мы считаем, что не хватает сообщений в адрес потенциального участника этой программы, со стороны тех, кто напрямую ему продает эти машины. И не только эти. Если бы возникла некая мода в публичном пространстве на эту программу со стороны дилерского корпуса, то это было бы воспринято адекватно целевой аудиторией, и отсутствие этих месседжей ее не стимулирует идти в салон. Ну тут какая-то такая коммуникативная ошибка.
Сергей: У них у всех есть свои бюджеты. Они все периодически, помимо рекламы, выступают, говорят. У вас как круги по воде.
Шипилина: На самом деле мы взаимодействуем с автодилерами, просто пока, в публичном пространстве, мы с ними не работали.
Наумов: У вас нет большой идеи, понимаете? По хорошему счету, после того как мы вспомнили про «мою первую машину, мы должны пофантазировать на тему «Моя последняя копейка». Где копейкой будет ассоциироваться автомобиль, сдаваемый куда-то, необязательно в утиль, это можно в принципе даже как-то по другому запустить, чтобы было интересно, а чья же машина, будучи сданной в утиль останется в музее автотехники. И даже дело не в том, будет ли это идеей или нет. Дело в том, привлечете ли вы внимание к этому таким образом. Пока этого в вашей программе про кредиты нет. Сконцентрируйтесь на этой целевой аудитории, выпускники, которые не могут найти работу по специальности на крупных предприятиях, дайте вы им, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, эти 15%. Запустите вы эту историю. У вас вся проблема что вы территориально управляете аморфным объектом под названием карта страны. А надо, чтобы это была конкретная круговая развязка между аэропортом и городом. Вот там должна быть коммуникация.
Вам надо локализовать, по итогам сегодняшнего обсуждения, какую-то территорию, какой-то рынок. Найдите серединную территорию, например Курганская обл., в которую дороговато везти праворуких. На которой в принципе можно эту программу с выпускниками отработать — сделайте один красивый проект. Сделайте торжественное вручение тысячи автомобилей и уже решите – вам самую продаваемую модель надо запустить в коммуникативном проекте. Либо самую не продаваемую. И выберите для себя, что вам нужно в рамках большой задачи – на чем делать акцент. Самой большой задачей окажется сделать акцент и продвигать самую непродаваемую модель. Самые продаваемые должны идти без субсидий, без льгот находить своего покупателя. Но в рамках рекламной акции надо показать вот этот квази-Mercedes. И тогда будет ощущение – а почему до нас эта программа еще не дошла? У вас нет красивой идеи. И она у вас не откатана на конкретной территории.
Вам нужна такая реальная привязка, что кто-то, летая куда-то уносил свои нормы жизни, рассказывая, что это где-то есть, это правда. Это не отвлекает от задач работы в блогосфере. Т.е. скорее всего они у вас начнут где-то пересекаться и вы увидите, что ничего виртуального в этой реальности нет. Она более реальная, чем любые другие формы коммуникации. Более живая.
Слушатель: Я хотел бы сказать, что чтобы продавать товар, надо, чтобы его хотели покупать. А российские автомобиле, в сравнении со всеми остальными, очень мало пиарятся. Правда на сегодняшнем уровне покупатель может даже и не знает о существовании новых российских автомобилей, и не услышит никогда. А есть какие-то там отдельные истории, когда русско-финский актер рекламировал Лада Калина. Просто фамилии не помню. Или как Владимир Владимирович купил себе Ниву. Но это очень мало в принципе. Он может и взял бы кредит, но он не хочет этот автомобиль, потому что он собственно о нем и не знает.
Макаркина: Я думаю тут ситуация про базу. Что реклама есть, но она не туда бьет. Т.е. вместо того, чтобы заказать рекламу Лады, нужно сначала как-то спозиционировать ее в этом сегменте.
Наумов: Реклама во время кризиса. Она скорее всего была правильной и была правильной с точки зрения конкуренции.
Макаркина: Ну она смешная тем, что позиционировать Лада Калина, как машину бизнес класса изначально неверно и она вызывает только смех.
Наумов: Но это тяжелый случай для обсуждения на одном из рекламных блогов.
Надо постараться создать новый образ автомобилей, которые берут в кредит, на которые выделены субсидии. И тут неважно на сколько он соответствует представлению о машинах бизнес класса. Мотив приобретения какой-то другой, связанный с наличием субсидий, связанный с тем, что кризис. Ну то, что Алена на прошлом мастер-классе озвучила.
Слушатель: Как только несколько десятков человек в блогосфере расскажут о том, что как классно получать халяву – все изменится. Я вас уверяю. Мы это с Сергеем Сергеевичем переживали, он тоже это помнит. Я тоже помню.
Слушатель: Я хотела бы спустить градус. Мы говорим о блогосфере и о целевой аудитории, в то же время, которая в блогосфере. Можно поиграться с блогосферой. Можно вводить всю эту тематику субсидий, утилизации. Начать с проекта. Тут есть два акцента. Не знаю возможно мы все для себя вышли из этого возраста, но я вижу чуть помладше меня людей, которые гоняются за старинными мотороллерами. Которые стоят по 500 евро где-нибудь в Италии, но здесь народ за них готов платить фантастические деньги и везти их чуть не на коленках в самолете. Собственно второй – это возникший в последнее время интерес к гоп-культуре. Наверное все ознакомились в блогосфере с рэпером Сявой, наверное. И т.п. Можно совместить эти два тренда. Т.е. привлечь совсем другую аудиторию. Привлечь эти вусмерть тонированные шестерки. И тогда поднять тему посвященную вот такому ВАЗу, вот такому разгуляйскому ресурсу. И вот так раскручивать ВАЗ через блоги. Это одна аудитория. Собственно мы раскручиваем тему ВАЗа. И потом представьте артистов. Этим сильно можно воспользоваться. И другая аудитория – это молодежь, менее загульная, которая идет работать в МакДональдс и рассчитывает, как гласит реклама, купить себе сноуборд за 3 месяца. Через 6 месяцев они смогут купить себе модель ВАЗа. Собственно вот эта аудитория, которая получает первые зарплаты к 22 годам, подходит к этой стадии. Я так понимаю, что где-то в 22 года можно получить кредит. Если я правильно понимаю. При наличии стабильной зарплаты. Надо вывести их как покупательную аудиторию.
Сергей Сергеевич: И создать отдельную субкультуру.
Слушатель: Мне кажется, что в социальном процессе, тут кто-то сказал про вусмерть тонированные шестерки. Это смешно. А про сотрудников МакДональдса это реально может сработать. Когда в публичном пространстве у молодежи возможен вот этот первый успех, чтобы он фиксировался в недорогой, но своей и новой машине.
Слушатель: А у меня другая идея возникла. Что работники АвтоВАЗа под влиянием рекламы сегодня сноуборда, а завтра машины АвтоВАЗа начнут делать сноуборды.
Сергей Сергеевич: Здесь обсуждались субсидии и т.д. и т.д. Я не знаю как, но надо придумать, помимо субсидий что-то, какие-то бонусы, еще что-то для дилеров, которые будут этим всем управлять. Их будет гораздо больше стимулировать, чтобы предлагать и предлагать.
Наумов: Я просто хочу Сергея Сергеевича спросить – а какое это отношение имеет к коммуникативным технологиям?
Сергей Сергеевич: А вынести это на обсуждение.
Наумов: Что?
Сергей Сергеевич: Надо ли стимулировать и т.д. Я не говорю, что вам надо выделять бонусы.
Наумов: А в чем тут еще недожатая история?
Сергей Сергеевич: А недожатая история заключается в том…
Наумов: Про какую кампанию мы тогда говорим? Про кампанию с потребителями или дилерами? Ведь мы сейчас говорим про то, что потребитель не идет в банк за кредитом, потому что…
Наумов: О чем мы говорить будем? Когда о коммуникативных технологиях я понимаю, как это организовано, а когда про бонусы – я не понимаю. Т.е. я не могу с этой инициативой выступить. Все что мы сейчас обсуждаем я примерно знаю как облачить в форму коммуникативного продукта.
Сергей Сергеевич: Я условно говорил про бонусы, конференции. Как государство.
Наумов: В связи с чем? Понимаете, мы субсидируем потребителя, а не продавца. Т.е. зачем нам отбирать деньги у потребителя и отдавать их продавцу с широкой линейкой продуктов, который вообще не факт, что за эту субсидию продаст наши автомобили.
Сергей Сергеевич: Речь идет не о том, чтобы отдать им бонусы, а по итогам продаж.
Наумов: И что?
Сергей Сергеевич: По итогам продаж. Они начал продавать, устроили им конференцию.
Наумов: …дать моральное поощрение тем участникам, которые больше всего продадут автомобилей по этим программам.
Слушатель: Станислав Александрович, в конце концов, вручение почетной грамоты…
Наумов: Я про это и говорю! Это другая плоскость общественных и коммуникативных отношений, где ресурсом является деятельность…
Сергей Сергеевич: Еще один вопрос. Помните мы на самом первом собрании обсуждали субсидии малому и среднему бизнесу? Можно ли потом, в течение собрания уделить этому 2-3 минуты?
Наумов: Закругляемся с этой темой и договариваемся на потом. У вас еще 3 занятия впереди. Тему про коммуникативные технологии в автопроме раскрыли очень хорошо, интересно. Поэтому оставим эту тему.
Макаркина: Хорошие идеи. Мне понравились про создании моды на продукцию российского автопрома, вот только она не про продукцию российского автопрома. И вот здесь надо было поговорить о том, что образа у продукции российского автопрома нет. И все наши тезисы про наш автопром, что это промсборка, что это такое качество, как и у собственников предприятий, и что ничем не отличается от сборки Фокуса, который где-то в России еще собирается. Скорее надо задавать моду на российский автопром именно в нашем понимании Минпромторга.