Станислав Наумов:
Идеи для Тольятти и не только.
22/01, 23:39
Позволю себе проанонсировать материал в ближайшем номер журнале Финанс, подготовленный на основе интервью в среду: http://www.finansmag.ru/news/53878.
А теперь про дела из графика . В ходе утреннего рабочего совещания с минпромом Самарской области выработали рабочую редакцию ключевой идеи для программы развития Тольятти. Ключевым моментом является определение ежегодной доли АвтоВАЗа на внутреннем рынке легковых автомобилей. От этого будет зависеть численность жителей города, работающих на Автозаводе, это будет определять покупательную способность многих семей, это будет определять возможности местного и регионального бюджетов. Минпром РФ и самарский Минпром плотно работают с предприятиями авиастроения, двигателестроения и химического комплекса, оказывая как прямую, так косвенную поддержку инвестпроектам, вписывающимися в наши отраслевые стратегии. Средства федерального бюджета в течение ближайших двух лет направляются в регион только для того, чтобы снять с промпредприятий, работающих на территории города всю непрофильную для них нагрузку а также уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Со своей стороны город развивает свою экономику таким образом, чтобы в периоды повышенного спроса на продукцию Авто ВАЗа, можно было бы привлекать от 5 до 20 тысяч рабочих и специалистов, постоянно проживающих в Тольятти, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, обеспечивающего потребности города. Соответственно, у людей, которые начинают трудовую деятельность, должно быть как минимум две специальности, а трудовые отношения должны быть достаточно гибкими для желания работника поменять на время работу. Сверхзадачей становится создание единого рынка труда Самарско-Тольяттинской агломерации. В структуре промышленности региона должны появиться специализированные инжиниринговые кампании, обеспечивающие интересную работу на базе современных ИКТ-технологий по заказам, поступающим извне региона. Высококвалифицированные рабочие должны иметь возможность выезжать на временные работы в другие регионы, государство может оплачивать в рамках региональны программ содействия занятости оплату проезда в обе стороны.
Теперь подоробнее о том, каковы ключевые идеи. 1. Снимаем с предприятий все расходы на содержание социалки, коммуналки. Это все передается на баланс муниципалитета. Если это имеет смысл сохранить как муниципальную собственность, город запрашивает, если необходимо, финансовую помощь у региона (а регион у центр). Но лучше сразу превращать это в поле активности для среднего и малого бизнеса. Лучше всего, если предприниматель возьмет на условиях концессии (государственно-частного партнерства). Здесь же фиксируем возможность субсидировать расходы жителей города ( в том числе работников тех предприятий, которым раньше принадлежали эти объекты) на то, чтобы они продолжали пользоваться услугами этих организаций. Таким образом, город должен решить, надо ли что-то вложить в реконструкцию таких объектов, чтобы условия для концессии были взаимовыгодными и потребитель был доволен. Основной инструмент решения такой задачи — бюджетные кредиты. Их 10 миллиардов. Другой инструмент это средства инвестфонда, но их должен запрашивать субъект федерации, а не моногород и решение должно делать моногород составной частью какой-то другой экономической системы, а рабочие месте за пределами города должны быть для физически доступнее, либо рабочие места могут появиться в городе именно благодаря тому что появился какой-то объект на территории субъекта федерации. Современный вариант понимания инфраструктуры подразумевает, что ставка может быть сделана на ИКТ и тогда это будут электронные рабочие места (по поводу которых и надо получать вторую специальность).