Станислав Наумов:
ZHANGJIANG (в технопарках Шанхая)
3/03, 17:45
Когда мы планировали поездку в Шанхай, то попросили включить в программу пункт, связанный с чем-то, кроме ЭКСПО. Всё-таки делегации Минпромторга должно быть интересно что-то еще, помимо выставок.
Разумеется, первое, что приходит на ум, это свободные экономические зоны. По итогам проработки запроса из Москвы силами сотрудников Генконсульства России в Шанхае, мы едем в ту из них, к которой власти города хотят привлечь повышенное внимание. http://www.zjpark.com/zjpark_en/
Мы же по дороге туда поневоле обращаем свое внимание из окна автомобиля на жилые кварталы из эпохи 60-х. Их, наверное, не стоит фотографировать, и даже просто описывать словами, если хочешь остаться дружелюбно воспринимаемым гостем города, проводящего ЭКСПО-2010 под девизом «Лучше город-лучше жизнь».
Глядя на не самые презентабельные дома и лавчонки, я вспоминал, что многие скептики активного участия российских городов мотивировали пассивность соответствующих агентств тем, что «в наши города иностранцев за пределами исторических центров привозить стыдно». А власти Шанхая ничего не стесняются. Готовят этут территорию под снос и называют ее на карте уже сегодня как-то вроде Шоссе изумрудной волны.
Первый пункт сегодняшней программы — центр, где расположен шанхайский суперкомпьютер. В качестве ответственного за визит российской делегации нас встречает сотрудник отдела PR. Именно такое позиционирование будет характерным для наших контактов в этой Зоне Настоящего-Будущего. Берем себе на заметку: в больших городах на предприятиях, выпускающих сложную продукцию, оказывающих важные услуги, работу по организации технологических диалогов делают подготовленные сотрудники отделов по коммуникациям.
Проекты, над которыми здесь работают, укрепляют меня в уверенности выбора «Жигулевской долины» в качестве приоритета диверсификации одной из наиболее известных в России монопрофильных территорий. Мало кто знает, но индустриальный Шанхай — ровесник Тольятти. И его новый, начиная с 1994 года, рост это результат решений о свободной экономической зоне, принятых в момент, когда азалось, что будущего у города нет.
Не сочтите за подражание Александру Проханову, но на магическом кубе шанхайского суперкомпьютера на наших глазах рассчитываются варианты работы нового китайского среднемагистрального самолета, новых китайских автомобилей, химических материалов (в том числе фармацевтических препаратов) и строительных конструкций типа моста, второго в мире по длине.
Все это проекты, которые здесь взяты в качестве базовых, но принцип работы — оказать услугу, любому, кто за ней обратится. Тут главное понять, что даже в такой бурно развивающейся стране, как Китай, с ее масштабными проектами, пока что планируется просто обновлять этот суперкомпьютер (один раз в 4-5 лет). И никому, вроде бы, в голову не приходит в других городах клонировать по образцу шанхайского новые, но заведомо менее мощные станции.
Думаю, мудрость и преимущества этого подхода нам, с нашей любовью к получению в центре разрешения на строительство чего-то такого, но обязательно только в своем регионе, еще предстоит прочувствовать.
Едем дальше, вьезжаем в городок, который лично мне сильно напоминает финский технопарк, в котором я вместе с Георгием Афанасьевым и Екатериной Аксеновой побывал несколько лет тому назад. В разговоре с вице-президентом выясняется, что так оно и есть — главными партнерами на стадии создания парка были аши соседи финны. И опять вспоминаешь анекдот о боях на китайско-финнской границе…
Прежде, чем попасть в административное пространство, проходим, крутя головы по сторонам, через pr-пространство — информационный зал. То есть и тут PR возникает «до того, ане после того». Передвигаясь от одного 3D экрана к другому, видим достаточно стандартным образом представленные проекты. Направления тоже стандартны — общеизвестные центральные линии глобального фронта технологического развития (конвергентные технологии).
Возвращаюсь к вопросу о нашей повестке и нашем формате на ЭКСПО. Проблема только в одном: в лучшем случае мы можем в своей Башне инноваций сделать точно так же, как здесь. Паритет есть партитет. А вот сделать хотя бы в чем-то на день-два назад — уже нельзя. Уже не паритетно будет смотреться.
В разговоре с вице-президентом несколько раз отмечаем акцент на том,что главное в успехе таких инфраструктур — это заказ адекватных кадров в университетах. И последующий трансфер кадров, прошедших через участие в поисковых проектах, в сферы интересов больших корпораций, пришедших работать в страну.
Огорчает в финале беседы только одно. Ни одной российской кампании, с которой уже сегодня администрация хотела бы работать, названо не было. Не потому что таковых нет. А потому что нас с этой стороны здесь, в Шанхае, не знают.
Но потенциал есть. Как выяснилось из разговора, автобусы Шанхая работают на электродвигателях. Может быть это гостеприимный миф, но нам сказали, что при разработке этодвигателей использовались материалы группы Ученх из Москвы. В 90-е все могло быть… Есть шанс, что доедем лет через пять и до новых воспоминаний. О том, что было показано нами на ЭКСПО-2010.