Станислав Наумов:

Глобальные коммуникации на ЭКСПО-2010 (стенограмма, часть 2)

31/05, 11:11

ЭКСПО – это чемпионат мира, где надо по ходу набрать форму, он не проходит за один день. Нам надо распределять свои усилия. Необходимо распределять коммуникативную повестку, чтобы не загнать себя в коммуникативный тупик. Мы сейчас как раз в этой точке смены взгляда.

 

Алексей Глазырин: У меня сложилось такое впечатление, что российский павильон – это исключительно элемент российско–китайских отношений.

Станислав Наумов: Мы ставим перед собой три задачи. Первое – это добрососедские отношения с Китаем. Что «мы другие, но друзья» и «Мы разные, но равные». Мы этого хотим достичь за счет привлечения их специалистов для участия в наших мероприятиях и высаживая наш интеллектуальный десант на территории, более широкой, чем ЭКСПО-парк – на 6 тематических форумах.

Второе – азиатские страны. В своем павильоне мы показываем свои готовые к употреблению наработки и приглашаем страны АТР к сотрудничеству над новыми проектами.

Третье направление – разговор с большой двадцаткой. Это про то, что у каждого есть возможность заявить о своей амбиции на приоритет: кто-то в области нанотехнологий, кто-то в биотехнологиях, кто-то в информтехнологиях. А мы говорим, что мы страна, которая понимает, что такое когнитивные технологии, что такое искусственный интеллект, что такое познание, что такое универсалии гуманитарного характера.

И мы это заявляем через концепт детства. Эта тема в течение 180 дней будет раз-ви-вать-ся. Разные страны будут как-то к этому относиться. Но всем должно захотеться понять, что такое Россия.

Возникает вопрос, куда делся тот 1 миллиард рублей, который выделили на участие в выставке. Он ушел не на незнайку, он ушел на строительство павильона. Мы вложились в образ своей страны. Что еще важно – это работа с российскими диаспорами в мире. Мы хотим пригласить собраться в октябре все «русские миры». Эти 12 башен – это встреча всех диаспор.

Алексей Глазырин: Необходимо повышать технологичность коммуникации и расширять охват нашего сообщения на большую аудиторию.

Наталья Макаркина: Алексей, в подтверждение Ваших слов. Вчера по Первому каналу прошел сюжет о том, что в Москве открылась архитектурная выставка о тема которой мало чем отличается от Шанхайской — «Как обустроить жизнь людей в городах». Архитекторы представляли различные варианты макетов. И все это показывалось в том же залоге, в котором обсуждается на ЭКСПО. И при этом нет пересечений с глобальной повесткой. Наши СМИ, к сожалению, не ловят этих сигналов, когда здесь происходят события, которые можно встроить в глобальный контекст.

Станислав Наумов: Я согласен с Алексеем, что мы должны заново оценить направленность своих усилий. Мы не стянули внутренние сюжеты с глобальной коммуникацией. У того, о чем рассказывалось другой метасюжет – «Генплан Москвы». У нас СМИ устроены таким же образом: между ними нет никакого общего перехода, и каждый раз приходится выходить из здания и заходить в соседний подъезд. Этаж один, а подъезды разные.

Татьяна Шахнес: Станислав, а если пойти в Интернет? Например, через афиша.mail.ru можно неплохо продвинуть идею.

Станислав Наумов: У нас было на всю эту историю, когда это еще находилось в Минэкономразвития, 200 млн. рублей. На аренду 2000 тыс. кв. м. Когда эта вся тема с внешней торговлей в ходе административной реформы перешла во вновь созданный Минпромторг, ваш покорный слуга предложил: а давайте мы свой павильон построим. И тут как раз дипломатические депешы подошли, что китайское руководство недоумевает, почему такая большая страна не строит свой павильон.

Вышел некий девелопер, который сказал: не вопрос, я буду спонсором, только на павильоне будет написано название моей фирмы. И эта вся история ничем не закончилась, т.к. наступил кризис.

Сейчас у нас свободных финансовых ресурсов, чтобы грамотно выстроить работу с новыми партнерами, увы, нет.

Татьяна Шахнес: Это можно сделать в частном порядке на безвозмездной основе. Mail.ru поддерживает огромное количество интересных проектов. У них есть различные секции: бизнес, общество, хай-тек. Они должны думать о гуманитарных вещах. Люди счастливы должны будут туда поехать.

Станислав Наумов: Мы еще весной хотели, чтобы «Прожекторперисхилтон» провели закрытие сезона у нас в павильоне. По поводу следующего ЭКСПО. Мы обсуждали с Алексеем, готова ли страна к участию в таких проектах или нет. Зависит ли успех от участия региональных специалистов по коммуникациям для участия в проекте региональных администраций и городов. Этот процесс нам запустить пока не удалось. Мы хотели бы обеспечить участие мэров, которые ходят по павильонам лучших городских практик, а потом рассказывают своим подчиненным, как это здорово – заниматься развитием.

Алексей Глазырин: Мне кажется важным с внутренними пиаровскими аудиториями выстраивать диалог, т.к. в сообществе есть тема невостребованности. Когда государство или министерство выступает с инициативой: это будет так, то все думают, а зачем тогда мы. Поэтому нужно обеспечить собственную реализацию этих людей. И регионы и страна в целом, мне кажется, готовы к этому. Просто, мне кажется, такие темы недостаточно ярко подаются. Если говорить о том, что это некое когнитивное будущее, давайте презентуем его внутри страны. В стране есть мнение, что как раз когнитивного будущего здесь нет. Та же реформа педагогики и образования демонстрирует, что нужно ноги отсюда делать.

Нелли Козырева: Мы не видим внутреннюю обстановку в других павильонах. Может быть, стоит показать это, чтобы люди почувствовали себя участниками ЭКСПО, не находясь там. Я, честно говоря, не поняла, где в итальянском павильоне тема «лучший город — лучшая жизнь», их товары – я поняла. Получается, что они не уложились в концепцию, а мы уложились, поэтому мы должны быть лучшими. Это надо на уровне визуальных вещей тоже транслировать как-то. Мне кажется, что у нас еще есть интересные передачи, такие как «Я путешественник». И если каждая из них покажет ЭКСПО, не обязательно наш павильон, то в нашу жизнь впишутся картинки с выставки, а то картинок-то и нет.

Станислав Наумов: Любимым передачам тоже надо платить за дорого и гостницу как минимум, мы обсуждали эту идею с туристическими компаниями, но дальше разговоров дело не пошло. В принципе, идея хорошая, будем прорабатывать.

Мы сделали очень важное внешнеполитическое мероприятие – мы провели в своем павильоне парад, посвященный Дню Победы с участием стран союзников. Мы сделали совместно с китайцами информационно-коммуникационный форум, который на следующий день по индексу цитируемости вышел на уровень открытия выставки.

И что у нас еще было удачным – это мероприятие, связанное с визитом руководителей двух партий. Посмотрите блог Бориса Вячеславовича Грызлова, мне не показалось, что там есть что-то придуманное. Второе – это приезд Геннадия Андреевича Зюганова. Это я могу скромно поставить себе в заслугу. Просто мы с ним как-то сидели на «круглом столе» по вопросам промполитики. И я сказал, что много тут про китайский опыт говорится, а мы как раз в Китае сейчас площадку для диалога делаем.

По поводу истории с неправильной трактовкой слов высткопоставленных гостей нашего павильона. Мы, конечно, немного переживаем по этому поводу.

Но зато я получил шанс на этом примере изучить, что такое русскоязычный Интернет.
Во-первых, это сайты-агрегаторы, которые очень мощно схватывают сообщения даже со средним уровнем критичности. Причем этот негатив сработал именно на тему Незнайки. Если бы это были те же самые сверхпопулярные «Смешарики», результат был бы другим – меньшим по охвату, но менее критичным. С Незнайкой прошло так как пошло, т.к. его образ существует у людей на уровне отношения к героям детских книг (видимо не всем Незнайка нравился). Причем сейчас сформировался слой людей, которые смотрели только трехсерийный мультфильм, где Кристина Орбакайте и другие современные актеры озвучивают. Второе – это все русскоязычные сайты Украины и Прибалтики. Что произошло? Отдельные Русские микромиры среагировали, не дождавшись от нас сигнала. Они завибрировали. Третья группа сайтов – это вся «либеральная» интернет-среда, для которой это просто повод сказать что-либо нелицеприятное про действующую российскую власть.

Убирать мы сейчас ничего не станем, т.к. теперь все наши манипуляции с культурными кодами приведут к тому, что информационная программа, которую мы задали, начнет рушиться. Зато мы поняли, что то количество Интернет-площадок, которые сейчас есть, нужно уравновесить. Чтобы появились те же самые слова и поисковые системы ловили пусть не тоже количество перепечатанных материалов, но чтобы с тем же набором терминов выкатывалось наше сообщение.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)