Станислав Наумов:
Шестой Красноярский экономический форум: позитивные впечатления
3/03, 12:30
Красноярск очень притягательное место на «моей» карте России. Собираясь на форум, поймал себя на мысли, что уже не первый раз буду в этом красивом городе. И, не смотря на массу уже подзабытых деталей из предыдущих поездок, общее впечатление — самое что ни на есть приятное. Наверное, большинство участников испытывало какие-то (схожие с моими) настроения. Или просто дело в том, что публика как обычно собралась а) умная (способная не тратить время зря на устаревшие форматы самоотчетов) и б) культурная (в смысле: «безупречно воспитанная»). Промежуточный результат «мозгового штурма»: все по-разному, но абсолютно точно ответили на вечный русский вопрос — в варианте «что не надо [было-будет] делать». И при этом корректно обобщили (но не обошли) ответ на другой наш вечный вопрос. А именно: «никто не виноват». Не смотря на это, временами дискуссия напоминала атмосферу съездов народных депутатов рубежа 90-х. Скорее, российских, чем союзных. Кому будет интересно углубиться в исторические параллели — дам пояснения «по запросу»… Было ли ожидание, что в ходе работы форума в выступлениях и обсуждениях обнаружится что-то новое? Честно говоря — да. Оправдались ли они? Опять же честно — сходу ощущения прагматической новизны нет. Разве что мы, гости, в предотъездные часы в разговорах друг с другом понадеялись, что представители экономических и административных структур от регионов все-таки завершили программу загрузки отправляемых с прошлой осени сообщений со стороны федерального центра. Лично я рассказал коллегам из Тулы, как работает над решением проблем промпредприятий с получением кредитов комиссия Минпромторга под руководством Андрея Дементьева , а также о том, что из еще докризисного нашего инструментария можно использовать, например, для поддержки экспорта . Мой коллега из Минздравсоцразвития Максим Топилин , кажется, обнаружил, что есть еще резерв в понимании субъектами федерации того, что можно сделать при разработке и реализации программ на региональном рынке труда). Но в том, что со стороны активной части отечественного крупного бизнеса ничего нового для власти не прозвучало, нет ничего плохого. Совпадение в представлениях о том, что является проблемой и каким может быть ее решение, говорит о том, что власть и активная часть бизнеса находятся в процессе взаимодействия по поводу преодоления пока что самых ранних явлений наступающего экономического кризиса. Причем явлений, которые в нашей экономике были достаточно выражены и до его (кризиса) начала в мировом масштабе. И уже давно не имевших эффективных вариантов реагирования в данном случае — со стороны регулятора. Опять-таки: более детальные объяснения предъявлю по первому же требованию. Не хватило какого-то третьего (привычного для формата деловых игр) дня для того, чтобы единичные связки «проблема-решения», развернутые по горизонтали, простроить по диагоналям, а где-то и сходу выстроить пару сквозных вертикалей, чтобы утвердившись в трех в общем-то тоже не однопорядковых приоритетах (жилье, макрорегиональные и трансрегиональные инфраструктуры, малый бизнес), научиться наконец-таки проектировать и конструировать механизмы их достижения с использованием большей части предложенных ресурсов, инструментов, операций. Не хватило комбинаторики интересов, когда моя цель вполне может пригодиться кому-то как средство. Но зато было бы неплохо, чтобы коллектив участников форума с помощью каких-то простых форм коммуникации почувствовал себя как устойчивый мыследействующий организм. Дальше возникает (как уже чисто управленческая) задача: дать всем, кто захочет, возможность системно (а не «в одиночку») реализовать на своих позициях понимание того, «что я в таких обстоятельствах все равно могу сделать». Благодаря работе модераторов и редакторов оно, безусловно, возникло.