Станислав Наумов:
Зачем подписывать открытки?
22/02, 23:10
1. Ощутимую часть работы рядового спичрайтера составляет подготовка текстов разного рода приветствий и поздравлений. Самое худшее, с чем приходится иметь дело – это с текстом к отраслевой дате, который готовит кто-то из отраслевиков. Без вариантов, цитирую на память: «вы вносите заметный вклад в экономическое процветание, социальную стабильность», «от вашего самоотверженного труда зависит…».
2. Есть еще индивидуальная версия, но все в том же духе: «вы заслужили заслуженный (это не тавтология) авторитет», «Родина высоко оценила ваши усилия по достижению…»
Самое интересное, что все это до определенного времени срабатывало. А, значит, что-то необходимое для коммуникации во всей этой риторике есть.
3. Молодой спичрайтер рвется все переиначить, но сразу же попадает в ловушку натягивания маски собственного «я» на уже сложившиеся у заказчика текста представления о себе самом в том кругу, представителям которого адресовано приветствие, поздравление. Теперь уже он начинает перечеркивать текст, предложенный его помощником.
4. Здесь возникает зазор для повторной попытки проникновения на рабочий стол руководителя вариантов, предложенных более маститыми аппаратными конкурентами молодого спичрайтера. Очень часто в спор между молодостью и опытом вмешивается привлеченный внешний авторитет, зачастую вовсе не специализирующийся на служебном спичрайтинге, но гораздо лучше чувствующем как смысл того, что необходимо сказать, так и позицию, с которой это необходимо сказать так, чтобы это было услышано.
5. За отсутствием желания делать нормальные содержательные тексты в лаконичном жанре поздравления, службы по коммуникации (внутренние и внешние) предлагают сделать акцент на форме. Весь креатив концентрируется на дизайне или на том, на что переносится смысл стандартного послания – на сувениры, на развлекающие моменты.
6. Желание даже в случае подарка с ручкой с маркировкой логотипа дарящего одно – произвести первое впечатление и остаться в оперативной памяти поздравляемого как можно дольше. Мало ли что… И в этом, пожалуй, смысл поздравлений к праздником – это обмен между респондентами и корреспондентами подтверждениями о том, что мы все свои. Текст играет роль пароля, опознавания. Потому-то он и привычно банален и варьируется лишь по необходимости не быть заподозоренным в уж слишком явном формализме (что делает подозрительным статус действительно своего).
7. Но есть у меня и другой вариант, который я рекомендую для работы с поздравлениями. Расскажите в тексте о своих недавних успехах и проблемах, покажите, что вы знакомы с реальными успехами и проблемами, того, к кому вы обращаетесь. Попросите его о поддержке ваших планов так, чтобы ему действительно захотелось вам помочь. Будьте готовы исполнить свое обещание быть полезным в исполнении тех пожеланий, которые вы адресуете. Иначе зачем подписывать открытки?