Станислав Наумов:
EXPO-2010 в медиа G8 (часть 3: Франция)
3/08, 08:30
Из обзора:
«Основной пик информационной активности СМИ при освещении общей проблематики ЭКСПО-2010, а также обустройства и последующего функционирования французского павильона пришелся на конец апреля — начало мая 2010 г. Он был обусловлен презентационной кампанией, собственно началом работы Всемирной универсальной выставки и визитом в КНР президента Франции Н.Саркози, открывавшего павильон.
Журналисты не оставили без внимания мероприятия в рамках отмечавшегося 21 июня Дня павильона Франции, в честь которого была подготовлена разнообразная музыкальная программа. Среди других информационных поводов можно отметить проведение 1-30 июня в пределах павильона выставки, посвященной 10-летию премии Марселя Дюшана, которая присуждается «пионерам современного искусства». В частности, была затронута проблема ограничения доступа на это культурное мероприятие. Причиной тому послужила одна из скульптур, представлявшая собой увенчанную шипами голову, «жующую юани», которая вызвала неоднозначную реакцию у местных властей. СМИ фиксировали также конкретные показатели посещаемости (например, приход миллионного посетителя), что рассматривалось в контексте проблематики аттрактивности французского павильона.
Участие Франции в ЭКСПО-2010 изначально было воспринято национальными масс-медиа самых разных уровней как весьма значимое событие. Подробное освещение выставки осуществляло информационное агентство France Presse. Обзорные материалы и статьи по конкретным информационным поводам публиковали общенациональные издания, такие, как Le Figaro, Le Monde, Liberation, L’Express, Le Point. Специализированные деловые издания – La Tribune и Les Echos – комментировали, в частности, финансовую сторону подготовки к выставке, освещали деятельность партнеров и т.п. Заметную активность проявила также региональная пресса, например, такие издания, как Sud Ouest, Midi Libre, Le Progress, La Charente Libre и др.
Анализируя интенсивность появления журналистских материалов, можно констатировать, что присутствие данной темы в информационном пространстве имеет отчетливо выраженную тенденцию к снижению. Данный тезис наглядно иллюстрирует динамика выхода в СМИ публикаций, посвященных тематике ЭКСПО-2010. По сравнению с майскими показателями количество релевантных материалов в июне сократилось приблизительно в два раза. Примечательно, что аналогичный тренд сохранился и в следующем месяце.
Предметом особой гордости для французов, по мнению прессы, был тот факт, что страна первой подтвердила свое участие во Всемирной универсальной выставке в Шанхае, что позволило журналистам вести речь об использовании данного мероприятия в качестве «дипломатического инструмента», призванного дать новый импульс развитию двусторонних связей между Францией и КНР.
В целом выставка позиционировалась как своего рода имиджевый смотр отдельных ее участников, в том числе Франции, которая не только получала возможность таким образом упрочить экономические и культурные связи с Китаем, но также представить всему миру собственный цивилизационный динамизм и креативность.
Поднимая тему визита в Китай французского президента Н.Саркози, СМИ рассматривали его как удобную возможность поднять на новый уровень французско-китайские отношения, которые переживали фазу охлаждения из-за позиции Елисейского дворца по тибетской проблеме, вопросу соблюдения прав человека в КНР, встречи главы Франции с Далай-ламой.
Отмечалось также, что Н.Саркози поставил вопрос об обеспечении благоприятных условий для французских предпринимателей, которые сталкиваются в Китае с большим количеством препятствий. Визит выявил основные принципы, которых намерено придерживаться нынешнее руководство Франции по отношению к Китаю: дружественная внешняя политика и твердость в отстаивании экономических интересов.
Работа национального павильона освещалась, преимущественно, в позитивной или нейтральной тональности. Один из главных выводов журналистов состоял в том, что при общем снижении активности посещения ЭКСПО-2010 по сравнению с моментом открытия павильон Франции оказался в выигрышной позиции: к середине мая он принимал вдвое больше посетителей, нежели было запланировано. Изначально предполагалось, что с мая по октябрь его должны посетить около 10 млн. человек, которым создатели павильона намеревались представить образ государства, сумевшего найти компромисс между инновационным и традиционным началами в культуре.
Помимо прочего, СМИ подчеркивали тот факт, что «почетными опекуном» павильона стал один из наиболее известных в КНР киноактеров А.Делон, что должно было стимулировать интерес к «уголку Франции в Китае» со стороны публики.
Положительных отзывов удостоилась работа Жака Феррье, дизайнера павильона, который, как полагали, учел самые передовые веяния в том, что касается архитектурной концепции, строительных материалов, соблюдения экологических требований, гармонии природных и технических составляющих общей картины (симбиоз вертикального сада и электронных технологий). Павильон, совмещавший в себе элементы современной архитектуры и «зеленого дизайна», которые вполне укладываются в экостиль, являл собой некий фрактал «города будущего» заключавший в ограниченном объеме композиционное единство потенциального мегаполиса. Авторы некоторых публикаций постарались донести до читателя эту достаточно амбициозную презентацию перспективных форм развития цивилизации городского типа.
Отказавшись от политических реминисценций (например, «Франция – родина движения за соблюдения прав человека»), которые едва ли нашли бы понимание у посетителей из числа местного населения, организаторы предпочли эксплуатировать хорошо зарекомендовавшие себя компоненты имиджа страны, отмечали СМИ. Павильон, окрещенный «Городом чувств», как подчеркивалось, нес на себе отпечаток «хорошего вкуса и элегантности», «истинного французского шика», что должно было позитивно сказаться на представлениях гостей о самой стране.
Мнение о Франции как о своеобразной «Мекке» для новобрачных, отправляющихся в свадебное путешествие, было закреплено в «романтической концепции», предполагавшей проведение особых «свадебных церемоний» для китайских пар. Вышеуказанное символическое действо, не имевшее никаких юридических последствий, инициатива которого исходила от мэра Тура, преследовало цель увеличить туристический поток в район долины Луары. После процедуры, сопровождавшейся получением «свидетельства о браке», ее участников ожидал ужин в ресторане известных шеф-поваров братьев Пурсель. Стоимость его для каждой пары составляла 450 евро, в то время как средняя зарплата в Китае не превышает 300 евро.
Внимание СМИ привлекла электронная версия национального павильона, созданная при помощи программного пакета 3DVIA Virtools компании Dassault Systèmes. Формат 3D позволял пользователям Интернета осуществить виртуальную экскурсию по павильону, а также ознакомиться с шедеврами из музея д’Орсе. Лицам, желавшим острее пережить «эффект присутствия», предоставлялась возможность сделать фотографию на память на фоне привычных образов Эйфелевой башни, парижских и марсельских улиц, которые последовательно сменялись на больших экранах.
Интересным PR ходом была разработка для данного случая особых духов под названием Pavillon France («Павильон Франции»), первая партия которых, по наблюдению прессы, разошлась за 8 дней. Идею выдвинул генеральный комиссар национального павильона Ж.Фреш. Достоинства французской кухни посетители могли оценить, посетив отрытый в павильоне ресторан.
Как пример продвижения товаров, предназначенных для динамично развивающегося китайского рынка, СМИ приводили экспонирование лимузина Citroen Metropolis, который, по замыслу производителя, должен был органично вписаться в современный мегаполис, отвечая в полной мере запросам местного бизнес-сообщества, неравнодушного к моделям класса «люкс». В качестве наиболее оптимального места для его презентации был избран именно французский павильон.
Талисманом павильона стал «Леон» — деревянный котенок, покрытый лаком, напоминающий тех, которые производятся компанией Vilac в департаменте Юра на востоке Франции. Этот выбор, как отмечалось, был обусловлен ориентацией на детскую целевую аудиторию. Из публикаций следовало, что «Леон» должен был сыграть роль своеобразного экскурсовода, который сопровождал бы детей в увлекательном путешествии по «Городу чувств», помогая им при этом открыть для себя целую «страну пяти чувств».
СМИ затронули и такую тему, как судьба французского павильона после окончания ЭКСПО-2010. Транслировался тезис, что столь масштабное творение знаменитого архитектора не должно быть демонтировано – оно вполне достойно того, чтобы превратиться в национальный культурный центр, реализуя миссию «посредника» в диалоге цивилизаций.
Среди негативных моментов СМИ выделяли, прежде всего, проблемы с финансированием строительства французского павильона. Изначально надежды возлагались на крупный бизнес, однако в конечном итоге лишь немногие известные фирмы приняли предложение внести свою лепту в проведение столь значимого мероприятия. Компаниям, получившим статус привилегированного партнера (Lafarge, LVMH, Michelin, Sanofi-Aventis), «входной билет» обошелся в 1,5 млн. евро. Финансовое участие «основных партнеров» — Dassault Systèmes, EDF, GDF-Suez, L’Oréal China, PSA Peugeot-Citroën) — колебалось в пределах 500-600 тыс. евро. Взнос предприятий среднего и мелкого бизнеса ограничивался суммой, составлявшей10 тыс. евро. В результате бремя строительства и обслуживания павильона было возложено, в основном, на рядового французского налогоплательщика, который профинансировал «французскую мечту» в Шанхае на сумму в 30 млн. евро, тогда как частный капитал выделил на эти цели лишь 10 млн. Данное обстоятельство издания объясняли негативными последствиями мирового экономического кризиса, сказавшегося на показателях эффективности предприятий.
Прессой отмечалась также недостаточная проработанность культурной программы, которая не вполне учитывала психологические особенности местного населения, составляющего подавляющее большинство посетителей выставки. Так, китайцев оставила равнодушной демонстрация фрагментов черно-белых фильмов, представлявших такое направление кинематографа Франции, как «новая волна». Отдавая предпочтение современным технологиям, посетители останавливали свой выбор на киностудии, «душой» которой являлись роботы.
Как следовало из ряда публикаций, несколько архаичный подход к организации выставочной программы проявился и в таком элементе, как экспонирование классических шедевров французской живописи, которые достаточно далеки от доминирующих тенденций в современном искусстве. Таким образом, мнения журналистов о нюансах художественного оформления национального павильона разошлись. То, что одними воспринималось как несомненное достоинство, у других вызывало лишь иронические комментарии по поводу «отсталости от времени».
На выходе посетителям предлагалось начать изучать французский язык, что издание Le Figaro (19.05) расценило как «застарелый колониальный рефлекс».
В целом следует признать, что доля публикаций, отличавшихся негативной тональностью, в информационном массиве была незначительной».
Далее: Экспо-2010 в зеркале СМИ Германии