Станислав Наумов:
Борис Штельтер и Андрей Белко завезли мне ночью в гостиницу диск с фотографиями, которые теперь надо просто выложить, чтобы передать всю полноту ощущений от посещения города, которому 4 тысячи лет. Признаться, я с опаской собирался на экскурсию в Аркаим. Но, побывав там, ничего тревожного не обнаружил. Спасибо Светлане Яковлевне Зданович – она на протяжении нескольких часов сумела рассказать не только про Аркаим, но и про нашу цивилизацию как таковую. Если внимательно читать книгу «Страна Городов», написанную ее мужем Геннадием Здановичем, (что я и постарался сделать за время обратного полета в Москву), можно почерпнуть очень важные представления о том, как впервые люди начали строить города. Оказывается, это деятельность, связанная с планированием, в числе прочего выравнивающая социальные позиции членов общины. И, возможно, что это планирование, изначально ориентированное на Космос. То есть люди строили свой город на земле, полагая, что он должен соответствовать чему-то небесному. Ну и, безусловно, это проектирование вписывающее место жизни в гармонию с природой. Да – все два десятка городов нашего междуречья в итоге оказались очень разные. То есть люди осознанной стремились не только использовать стандартные решения типа формы ограды (овал, круг, квадрат), или строить возле воды и как бы над водой. Но еще у каждого города была своя особенность. Думаю, что уникальная роль Магнитогорска в истории России в 20 веке в чем-то поддерживается фундаментальностью Аркаима.
+ добавить
комментариев 26









10/05/2009, 18:27Артур
"И, возможно, что это планирование, изначально ориентированное на Космос"
Вот уж мода на слово "Космос"...есть в этом оттенок религиозно-языческого почетания могучего и таинственного космиеческого облака, что накрывает панцырем нашу землю-матушку) Нельзя забывать, что вся наша бытовая деятельность - подстраивание законов космоса под себя. То есть - мы круче космоса, хотя и являемся его частью, особенно в плане бытоывого проектирования. Вот такой пафос)
А есть ли работа для молодых кадров в недрах минпромторга, по части развития проектов (связанных с курируемыми отраслями)? вот, думается на это молодой задор потратить)))
Прокомментировать
11/05/2009, 20:28Станислав Наумов
Артур! Так присылайте резюме и приходите на собеседование. Работы полно. Комментарий в зачет. Оперативность реакции тоже в плюс. Теперь по сути. Космос с большой буквы это наш отечественный проект 20 века. Проект научно-промышленный. Проект социальный. А еще, может быть, философский проект, если говорить о русских философах второй половины 19 - первой четверти двадцатого веков. Фамилиями Соловьева, Федорова, Бердяева, да и, наверное, Лосева щеголять не буду: соответствующие тома из библиотеки - приложения к журналу "Вопросы философии" в шкафах на работе. Не поленюсь - стяхну пыль. Наверняка, в итоге мы придем к какому-то согласию по поводу букв. Я вот например, и рад бы "природа" с большой буквы написать, а чего-то не хватает: уверенности, что-ли.
Прокомментировать
12/05/2009, 17:01Артур
Вы правы, мне тоже не мешает прочесть труды наших философов, тем более, что год назад купил по рекомендации книгу: Арсений Гулыга "Творцы русской идеи" - и не прочитал далее вступления( Там как раз срез и исследование русской философской мысли, космистов и религиозных философов.
А научно-промышленный космос...я ведь был студентом аэрокосмического факультета МАИ!) Оттуда пошла любовь к нашему ВПК и его профессионалам и одновременно некоторое беспокойство за его будущее...(
В наше время космос люябт понимать с оккультной точки зрения. Такой взгляд на неизведанное любит простые вещи наделять сокральными смыслами и приводить в доказательство псевдонаучную риторику. К примеру, пирамиды и остров Пасхи - просто благодатная почва для такого рода спекуляций...Кстати, по теме острава Пасхи очень советую классную статью профессора Дерлугьяна из журнала "Эксперт":
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/01/krizisy_neizbezhny
Кризис и исчезновение этого малого народа во многом связано как раз с излишней сакрализацией природы, ее тайных сил этой древней культурой.
Станислав, не смог найти мейл, на который возможно отправить свое резюме, подскажите пожалуйста)
Прокомментировать
12/05/2009, 22:54Станислав Наумов
naumov@mte.gov.ru
Прокомментировать
16/05/2009, 19:19Артур
Выслал)
Прокомментировать
13/05/2009, 8:32Аспирант-политолог
На мой взгляд, у нас в стране сложился какой-то комплекс недопонимания себя, тсюда постоянное метание из стороны в сторону, право-лево, запад-восток, тем не менее недооцениным и непознанным является пространство российское, состоящее из тысяч уникальных мест, загадок и историй.
А по поводу Аркаима, очень хочу там побывать, но еще большее чувство и желание к поездке на Урал в Пермь возникла после прочтения Алексея Иванова). А главное чувство гордости и сопричастности.
Прокомментировать
13/05/2009, 13:52Ксения
Хотелось бы согласиться с Артуром в той части, что, к сожалению, в настоящее время очень активно развивается мода на придание оккультного оттенка разным областям знания, и не только понятие "Космос" оказывается окутанным дымкой зыбкой псевдодуховности, но и, к сожалению, даже история. А это уже опасность государственного масштаба. Ведь стоит только начать фантазировать на историческую тему, и закончить будет трудно, а итог процесса может оказаться непредсказуемым и опасным, вплоть до создания идеологии, близкой к фашистской.
Возможно, что к визиту высокого гостя из заповедника изгнали всех астральных фантазеров и реаниматоров кармы, а может быть, программа Гордона сделала свое дело, но прошу вас уделить время знакомству с интересными материалами, опубликованными на сайте Миссионерского отдела Челябинской епархии, например, этот: //utoli.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=296 На сайте есть и другие публикации на эту тему
Прокомментировать
14/05/2009, 8:39Артур
Спасибо за ссылку на статью Валерия Тишкова, серьезный ученый (этнограф, историк) между прочим и чиновник. Статья действительно жесткая, но вместе с тем, правдивая. Ведь таких "Аркаимов" сотни по всему миру. Все они работают по одному принципу, точнее зарабатывают. Есть обязательно база - реальный факт чего-нибудь древнего и на 99 процентов утерянного, а все остальное оккультная дымка вокруг, которая тянет подзаряжаться особой энергией и духовностью людей, плюс псевдонаучные выкладки академиков всевозможных академий, ну кроме РАН естественно. Я не раз общался с сектантами оккультного разлива, как бедны их теории и веры...все одно и тоже...и Аркаим туда же(
Приборы по измерению ауры...общался с теми, кто еще очень давно этим занимался по поручению советского руководства. Прямо напротив Кремля, есть институт радиоэлетроники РАН, там как раз были первые научные попытки осмыслить многие явления мистического характера, результаты - ноль...Но приборчики таки пригодились для манипуляций)))
Я думаю, что "Аркаим" - это будущее России, к сожалению...печально но все идет к этому.
Кстати, резюме выслал.
Прокомментировать
14/05/2009, 10:19Ксения
Спасибо за справку, Артур.
А почему такой пессимизм? Неужели у нашей страны нет других вариантов, гораздо более продуктивных? Веками наша страна создавалась на совсем иной основе. А сейчас, если посмотреть на идеологическое поле России, кажется, что у нас выбор между советским прошлым и шаманской отсебятиной с коричневым оттенком (словно наша история началась не то в 1917, не то в 1945 году, не то даже в 1990 году!). Продуктивность этих вариантов сомнительна: первый вариант, конечно, вызывает ностальгию, но оказывается бесцельным, поскольну вряд ли построение коммунизма в планетарном масштабе кто-то может воспринимать как цель. Да и историей доказано, что это страшный путь, стоивший нашей стране многих жизней. А оккультизм опасен кроме всего прочего и просто тем, что в этой среде вращается много и психически неуравновешенных людей, и людей, занимающихся банальным шарлатанством.
Наша страна создавалась именно православными людьми. И даже в советские времена по инерции сохранялась та система ценностей, которая существовала в Россиии веками. Все, что было хорошего в Советском Союзе, имеет своим источником именно это. Жаль, что наше государство еще не вполне это понимает, иначе бы оно пресекало оккультные обманы как прямую угрозу себе и своим гражданам.
Но многое, я думаю, зависит и от нас, от каждого человека. Иначе нам придется готовиться к действительно мрачному будущему в аркаимском стиле...
Прокомментировать
14/05/2009, 9:10Артур
http://www.valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/horoshie_t1/yushishkin.html
Точнее это статья Шишкина на сайте Тишкова Валерия)
Валерий ТИШКОВ - Ректор Института этнологии и антропологии РАН, профессор, член-корреспондент РАН, возглавляет комиссию общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, первый глава Госкомнаца РФ.
Прокомментировать
14/05/2009, 20:32Андрей
Мне показалось, что в своей записке Станислав поделился с нами главным, что "почерпнул очень важные представления о том, как впервые люди начали строить города. Оказывается, это деятельность, связанная с планированием, в числе прочего выравнивающая социальные позиции членов общины...".
Наверное об этом следует дискутировать...
Как нам сегодняшним строить города, нашу жизнь? Как выработать и найти принципы построения совместного проживания людей и объединения их в группы? Или вас все существующие формы объединения и сотрудничества людей устраивают???
Давай те же искать эти принципы на основе уважения каждого, толерантности к убеждениям другого и знания того о чем обсуждаешь!!!
А об "Космосе", духовности, оккультизме, он - Станислав, очень бережно отозвался: "Признаться, я с опаской собирался на экскурсию в Аркаим. Но, побывав там, ничего тревожного не обнаружил."
Прокомментировать
16/05/2009, 19:15Артур
Андрей: "Как нам сегодняшним строить города, нашу жизнь? Как выработать и найти принципы построения совместного проживания людей и объединения их в группы? Или вас все существующие формы объединения и сотрудничества людей устраивают???"
Ну тогда вот мое размышление)
Я считаю, что как раз главная проблема российских городов - это отсутствие форм объединения людей как таковая) Из нее вытекают проблемы все остальные вообще.
Считаю, что если бы было сотрудничество людей на низовом уровне - на уровне местного самоуправления, уровне дома, района - было бы великое счастье стране. Но люди по социалистической инерции не считают коммуникацию между собой политической силой способной решать волнующие их проблемы, как то - чистота подъезда, устройство двора, детские площадки, зоны выгула собак, управление безопасностью движения автотранспорта...Люди подъезда, дома, района не встречаются для обсуждения этих насущных проблем, считая что этим должны заниматься управы, ДЕЗы...А в управах и ДЕЗах работают настолько плохо насколько это позволяет система формальных отчетов между разными уровнями местной власти (дез-управа-префектура).
Префектура интересуется: "покрашены ли детские площадки?", глава управы: "все покрашены в срок!". На этом кончается контроль. А факт того, что все площадки округа Москвы выкрашены краской, которая не сохнет до конца сентября и пачкает одежду детишек и родителей (по существу наносит материальный вред)- никого не волнует. Действительно, почему чиновника это должно волновать? Не потому, что чиновник плохой, а потому что родители и пользователи этих пачкающихся площадок просто не предъявляют власти округа коллективный протест, такого уровня, который был бы заметен и критичен для судьбы конкретного чиновника. Такой уровень опасности может создать именно коллективное действие, как политическое оружие, а не одиночные письма-жалобы. Ведь сотни недовольных жителей - это выборщики, это плохие слухи о власти...
Муниципалитеты, призванные контролировать по просьбам жителей местные органы власти не работают, потому что к ним просто никто не обращается…
Итак мой тезис: именно коллективное отстаивание граждан законных интересов на местном уровне - будет стимулов для власти работать лучше, честнее. Позже эта взаимная ответственность росла бы на более высокий федеральный уровень, а это стало бы заметно. Уменьшение коррупции было бы органичным и естественным, взамен ежегодных показательных карательных операций не приносящих плода.
А вот как сделать так, чтобы жители подъезда и всего дома собрались и решили, что с этого момента начнут вместе действовать и решать свои собственные проблемы?
ТСЖ – не пошло…люди по-прежнему мечтают слить ответственность на сторону. Конечно есть исключения, но не более. Чиновником комфортно в такой пассивной среде «зарабатывать» и их нельзя осуждать за это, ибо они делают ровно столько - сколько им позволяется обществом и не сантиметра больше.
Вот вам и национальная идея)))
Прокомментировать
14/05/2009, 21:46Станислав Наумов
кстати, мы вышли на возможность свободно дискутировать по темам. лично мне очень интересно. так держать!
Прокомментировать
18/05/2009, 11:44Андрей
Спасибо, Станислав - попытаемся.
Артур, я с Вами полностью согласен:"главная проблема российских городов - это отсутствие форм объединения людей как таковая". Они как бы есть ("Префектура, Муниципалитеты, ТСЖ") и их как бы нет, то есть они не исполняют главную свою функцию - улучшение взаимодействия граждан для совместного проживания и труда.
А может быть не надо валить на органы власти наши проблемы, может быть в себя во внутрь взглянуть: а до конца ли я - Артур или Андрей использовал предложенный государством инструмент местного самоуправления - ТСЖ или иной другой уже существующий или придумал новый для решения наших насущих проблем "низового уровня"?
Ведь как-то жили в общине? По своим дедам помню: "...вчера все вместе Ивановым крышу крыли, сегодня - Петровым капусту солим, завтра колодец на второй улице рыть будем...". Ведь не дураки же до нас жили?
Если нет примера из настоящего, давай загляним в прошлое и попытаемся представить будущее..!
Прокомментировать
18/05/2009, 14:05Артур
К сожалению, мы не пользуемся предложенными инструментами местного самоуправления… но вот ну никак не идет! Почему? Возможно не хватает образования, или инициативных лидеров, или просто ответственности за то, что происходит совсем рядом...старшие мне говорят, что это следствие советского воспитания "не высовываться".
Ведь для того же ТСЖ необходимо проделать огромную работу! И самое сложное не само управление и рабочие моменты ведения хозяйства в доме, а первоначальное собрание людей Кто захочет от имени дома ходить по всем квартирам и убеждать людей в пользе самоуправления, собирать подписи, тратить на это много времени и сил, а самое главное потом – нести груз ответственности за свою инициативу. Мне вот трудно представить все это…И таких инициативных единицы, и не всегда они делают это с чистым сердцем.
И хочу привести одну позитивную заметку, из нашей же жизни, указывающую на то, что гражданская инициатива все же есть у людей. Дачные и коттеджные поселки очень часто и ярко проявляют таковую инициативность и ответственность людей. Различные формы собраний и коммуникации между людьми, проживающими на данной территории показывают высокую эффективность в решении конкретных проблем без участия внешних коррумпированных и неэффективных сил . Вот как этот опыт перенести на уровень многоквартирных домов в городах?
Прокомментировать
18/05/2009, 17:15Андрей
Опять взгляд извне. Что мы все о других? А с себя начать - слабо?
Что Вам то не хватает (образования, инициативы, ответственности или чего-то другого)? Вы ведь Артур, глядя по вашим высказываниям, не "детя советского воспитания".
Прокомментировать
18/05/2009, 20:18Артур
Я как раз имею небольшой опыт опыт такого рода инициатив. И именно после этого я понял, что чиновники ровно настолько безобразничают, насколько им это позволяет общество. В одном из таких случаев я добивался 2 месяца закрытия канализационных люков вблизи детских площадок. Обращения в ДЕЗ, Управу, письма, звонки...и полное искреннее удивление на другом конце провода..."мол, всю жизнь так было, а чего это вам не нравится?" Сами родители, даже не считали нужным этутему поднимать и решать...я даже иной раз думал, "а зачем вообще себе портить нервы раз самим родителям наплевать...?" Но в итоге я решил этот вопрос)
Это скажем так был простой вопрос, очень показательный. А что делать с другими вещами, которые не столь вызывающи, но тем не менее портят жизнь, к примеру, краска на тех же площадках которая красит одежду всех детей до сентября? Опять писать письма, собирать подписи, искать единомышленников...это все очень тяжело, и сами люди не готовы к этому...
Тут все началось со слов о планировании) А какое может быть планирование, если люди этого не хотят?
Прокомментировать
18/05/2009, 22:39Станислав Наумов
Попробую со второго раза прополоть грядки дискусии и потом включиться. В любом случае считаю эти размышления важными для своих попыток поработать в поле муниципальной экономики с позиции федерального министерства. сложновато пока... Ксении хотел сообщить, что ссылочку я открыл и все прочитал. Спасибо. и об этом тожне надо знать читателям моего блога. и решать самим.
Прокомментировать
19/05/2009, 15:33Ксения
Спасибо вам, что обратили внимание на ссылку. Тем более, что мнение людей с высоким социальным статусом по таким спорным вопросам имеет большое значение для общества. Ведь сообщение о вашем визите и высказанном здесь мнении было опубликовано одним из информационных интернет-сайтов. Вы скорее высказали впечатление, но информационным порталом оно было подано практически как визит с инспекцией и взвешенный объективный вывод. Прошу вас быть осторожнее.
Прокомментировать
19/05/2009, 20:44SpArK
"Не только личное"- это общественное?)
Прокомментировать
20/05/2009, 22:01Артур
Станислав, есть ли позитивный сдвиг в вопросе рассмотрения моего CV? Такой нескромный вопрос)))
Прокомментировать
21/05/2009, 15:34SpArK
Навязчиво....
Прокомментировать
22/05/2009, 19:16Артур
Жаль по теме никто не глаголет. А еще возможно есть другой инструмент вместо гражданского общества - доброе общество, которое изначально все делает справедливо, что и контроль не требуется общественный...но это ближе к утопии и разговор о воспитании, образовании.
Прокомментировать
22/05/2009, 19:24«Mikhail»
CV это по теме.....?
Прокомментировать
8/06/2009, 0:00Станислав Наумов
Ксении. Недано в зале ожидания в аэропорту встретился с уважаемым мною человеком. Он наш земляк. Со статусом у него все нормально. не ниже моего будет. Рассказал ему про посещение Аркаима. Услышал оценку некоторых финансово и юридически аспектов современной ситуации с его стороны. Хочу чтобы меня тоже услышали. Я блог не для уральских интернет СМИ веду - при всем моем регулярном внимании к тому, что они про жизнь уральсуой промышленности и торговли прямо или косвенно пишут. На сайте МПТ на данную тему ничего нет. Так что любому профессиональному журналисту очевидно, что это не инспекция. Визит в Аркаим это способность или неспособность каждого из нас с вами, побывав там (или где-то в подобном месте, например на Халкидиках в метсе, где похоронен отец Александра Македонского), понять что-то про себя. Например то, как я для себя сформулировал свое впечатление от Аркаима. Люди уже 5 тысяч лет тому назад были способны делать что-то Светлое. При том что Темного у них, да и в них, наверное тоже хватало. Но вот некоторые значимые, ценные важные и полезные для нас понятия принципы и подходы были уже тогда, еще тогда, как хотите, но буквально уже на Заре Человечества, когда Человек только вроде бы стал Человеком. Я не очень люблю большими буквами объяснять, но тут уж, извините без кэплока не обойтись. И за это челябинским арехологам надо сказать спасибо, даже если это место кому-то напомнит аттракцион. Все остальное - в современном уже состоянии того, что называется "Аркаим" - может быть каким угодно. И те кому, в этом положено разбираться, пусть разбираются. Одни по своей теме, другие по своей. Ничего краской антропологии обелять не надо. Удивляюсь только медийному и еще невесть какому, но явно не оздоровительному феномену как таковому. Это ж надо автобусами на сотни километров вокруг людей научиться собирать. Вот бы на другие дела такие коммьюнити научиться соорганизовывать...
Прокомментировать
8/06/2009, 10:57Блог Станислава Наумова — Ежедневник замминистра
[...] благодаря вам, моими активным соавторам. Тема «Аркаима» и тема «Игрушек» лично для меня создали новый жанр [...]